Минимальные стимулирующие выплаты

Компенсационные выплаты предлагается не включать в зарплату при ее сравнении с МРОТ

25 июля в Госдуму внесен проект поправок в ТК РФ (№ 762526-7), предусматривающих, что в зарплату, при сравнении ее размера с МРОТ, не должны включаться компенсационные выплаты.

Как отмечается в пояснительной записке, согласно ч. 3 ст. 133 ТК месячная зарплата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

При этом в состав зарплаты в соответствии со ст. 129 ТК включаются: вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; компенсационные выплаты (доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и т.д.) и стимулирующие выплаты.

Следовательно, для выполнения требований ст. 133 ТК необходимо сравнивать с МРОТ всю совокупность элементов, образующих зарплату, включая компенсационные выплаты.

«Однако очевидная несправедливость такого буквального толкования долгое время приводила к спорам среди правоприменителей по вопросу о том, допустимо ли учитывать компенсационные выплаты в составе заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ», – сообщается в документе.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. № 38-П, о котором ранее писала «АГ», было указано на недопустимость включения в состав заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ доплат за работу в особых климатических условиях, а в Постановлении КС от 11 апреля 2019 г. № 17-П, о котором также рассказывала «АГ», аналогичный вывод был сделан в отношении доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу и за работу в ночное время.

Так, в ст. 133 ТК предлагается закрепить, что в зарплату не входят компенсационные выплаты. Кроме того, в ст. 133.1 ТК предлагается установить, что месячная зарплата работника, работающего в субъекте РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной зарплате действует в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 48 ТК или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. 6–8 данной статьи, не может быть ниже размера минимальной зарплаты в этом субъекте РФ при условии, что работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) без учета компенсационных выплат.

Авторы законопроекта отметили, что при принятии указанных решений КС исходил из того, что вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ гарантируется каждому. Следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления. Это согласуется с социально-экономической природой МРОТ, предполагающей обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени.

Положения трудового законодательства, указано в документе, предусматривают наряду с соблюдением гарантии об установлении зарплаты не ниже МРОТ определение справедливой зарплаты для каждого работника – в зависимости от его квалификации, сложности работы, количества и качества труда, а также повышенную оплату в условиях, отклоняющихся от нормальных. «Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. В противном случае месячная зарплата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях», – отмечал КС в Постановлении № 17-П.

«Как видно, хотя итоговые выводы Суда касались конкретных категорий компенсационных выплат, логика, по которой Суд пришел к таким выводам, вполне применима и ко всем иным видам компенсационных выплат за особые условия труда», – указано в пояснительной записке к законопроекту.

В комментарии «АГ» партнер и руководитель практики трудового права юридической фирмы INTELLECT Анна Устюшенко отметила, что в настоящее время в практике трудовых споров имеются дела, предметом рассмотрения которых является включение в зарплату компенсационных выплат при ее сравнении с МРОТ (или минимальной заработной платой). «Не могу сказать, что дела такой категории многочисленны, однако периодически вопросы о включении тех или иных доплат или компенсационных выплат в состав заработной платы возникали», – отметила она.

В то же время, добавила эксперт, интерес к данной категории дел был обусловлен не их количеством, а результатом рассмотрения. «Несмотря на очевидную логику законодателя, требующую “очистить” зарплату от районного коэффициента и других доплат за работу в особых условиях, суды выносили обратные решения», – пояснила она.

По мнению юриста, проблему порождала формулировка ст. 129 ТК, формальное толкование которой влекло выводы, которые довольно часто делают суды. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК в число компенсационных выплат (одну из трех составных частей зарплаты) включены «доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных». Отсюда следует, что буквальное толкование данной нормы требует включать доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в состав зарплаты и сравнивать всю совокупность начисленного с МРОТ, установленным ст. 133–133.1 ТК.

«Можно ли оценить предлагаемые поправки как необходимые и правильные? Безусловно, – подчеркнула эксперт. – Еще ранее, комментируя Постановление № 17-П, которым, по сути, был решен вопрос об изменении вектора правоприменительной практики в отношении ст. 133, 133.1 ТК, я отмечала необходимость изменить ТК в этой части, чтобы поставить точку в решении проблемы на законодательном уровне», – отметила она. При этом Анна Устюшенко добавила, что данное пожелание реализовано в проекте.

По ее мнению, предложенные поправки не повлекут революционного изменения практики – это, скорее, подчистка «хвостов» и согласование между собой законодательства и практики. Юрист выразила надежду, что несмотря на то, что правительство не поддержало законопроект, он все же будет принят.

Адвокат ПА Нижегородской области, к.ю.н. Василий Шавин напомнил, что до 1 января 2007 г. в силу ч. 2 ст. 129 ТК в величину МРОТ не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. В связи с этим размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) – прежде всего, работников бюджетной сферы – не могли быть ниже и не были ниже МРОТ. «Однако после указанной даты в МРОТ стали включать все выплаты работникам, в результате чего оклад бюджетника мог быть установлен ниже МРОТ, что не укладывается в рамки здравого смысла. Кроме того, появились странные формы оплаты – в виде, например, доплат до МРОТ. Очевидно, что такая ситуация в нормативном регулировании стала возможной из-за экономической ситуации в стране», – полагает он.

Василий Шавин также отметил, что спустя 10 лет КС начал «поворачивать время вспять», истолковав понятие МРОТ таким образом, что в него не могут включаться районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

«Считаю, что нужно полностью, а не частично вернуться к ранее действовавшему регулированию и исключить из МРОТ компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, – подытожил адвокат. – Конечно, нужно принять во внимание отзыв правительства, в котором справедливо указано, что проект потребует финансовых затрат из бюджета».

Доплата молодым специалистам

Соглашением о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области на 2010 г. от 24.12.2009 № 48 на территории Московской области с 1 января 2010 г. установлена минимальная заработная плата в размере 6700 руб.

В силу ст. 133. 1 ТК РФ месячная заработная плата работника в случае выполнения им за определенный период нормы труда (трудовых обязанностей), а также при условии, что данный период был полностью отработан, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленной на территории конкретного субъекта РФ. Это требование распространяется на все предприятия региона, не отказавшиеся от присоединения к региональному соглашению по процедуре, регламентированной ст. 133.1 ТК РФ.

Все остальные работодатели соответствующего субъекта Федерации должны обеспечивать своим работникам установленный минимум заработной платы. При этом такой минимум обеспечивается:

  • организациями, финансируемыми из бюджета Московской области, — за счет средств бюджета Московской области, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • другими работодателями — за счет собственных средств.

Иначе говоря, выплата минимальной установленной на территории конкретного субъекта РФ заработной платы является обязанностью работодателя.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

То есть заработная плата работника складывается из вознаграждения за труд (тарифная ставка, оклад или базовый оклад) и различных надбавок и доплат компенсационного и стимулирующего характера.

Постановлением правительства Московской области от 06.08.2007 № 578/28 «О размерах надбавок, доплат компенсационного и стимулирующего характера к заработной плате работников государственных учреждений Московской области» установлена доплата 1000 руб. Указанная доплата выплачивается молодым специалистам, окончившим государственные учреждения высшего или среднего профессионального образования и впервые принятым в год окончания ими обучения на работу по полученной специальности в государственные учреждения Московской области. Также установлено, что доплата выплачивается в течение трех лет со дня окончания молодым специалистом государственного учреждения высшего или среднего профессионального образования и при условии занятия им штатной должности (не менее одной ставки, одной должности) в государственном учреждении Московской области в составе заработной платы.

Таким образом, доплата в размере 1000 руб. выплачивается молодым специалистам при соблюдении установленных условий в составе выплаты заработной платы, которая не может быть меньше минимального размера оплаты труда. Другими словами, она входит в доплату к заработной плате до достижения ею минимально установленного размера 6700 руб.

По нашему мнению, такое положение дел является несправедливым, поскольку нарушает основные принципы оплаты труда. Согласно ст. 2 ТК РФ одним из таких принципов является право работника на справедливую заработную плату. В статье 21 ТК РФ одним из основных прав работника является право на заработную плату в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать равную заработную плату за труд равной ценности. Схожие нормы присутствуют и в международных правовых актах, регулирующих вопросы трудового права, о чем подробнее написано в статье «Как применять МРОТ» («ЭЖ», 2010, № 32, с. 10).

Однако все эти принципы международного и национального трудового законодательства оказываются нарушенными при включении стимулирующих и компенсирующих выплат в минимальный размер оплаты труда: в этом случае главным становится не принцип оплаты по труду, а уравниловка при выплате всем работникам (как имеющим поощрения в виде стимулирующих выплат, так и не заслужившим такого поощрения) одинаковой заработной платы. На это обстоятельство было справедливо указано в обзоре, утвержденном постановлением Президиума ВС РФ от 10.03.2010. Однако данное разъяснение было отозвано постановлением Президиума ВС РФ от 16.06.2010, и в настоящее время судебная практика сложилась не в пользу трудолюбивого работника (см., например, определения ВС РФ от 21.07.2010 № 1-Г10-13 и от 23.07.2010 № 75-В10-2).

В какие сроки должны быть выплачены заработная плата и отпускные работникам?

В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором (10 и 25 числа). В соответствии со ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.

Почему в МРОТ не должны включаться никакие выплаты

  • Что произошло?
  • Почему такая неоднозначность?
  • И как сейчас обстоят дела?
  • Почему они за включение выплат в МРОТ?
  • А кто против?
  • Как профсоюзы трактуют закон?
  • Так что, будут надбавки включаться в МРОТ или нет?

Работодатели регулярно пытаются включить в состав минимального размера оплаты труда (МРОТ) стимулирующие и компенсационные выплаты, например «северные» надбавки. Профсоюзы уже неоднократно оспаривали в Верховном суде включение в МРОТ выплат. В 2015 году суд решил, что надбавки нельзя включать в МРОТ, а в 2016 году поменял решение на противоположное. 21 ноября экспертная рабочая группа под руководством министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова поддержала инициативу Роспрофжела: компенсационные и стимулирующие выплаты не должны включаться в состав МРОТ.

Раньше все было просто: надбавки не включаются. Но в 2007 году норма о «чистом» МРОТ была изъята из Трудового кодекса, поскольку ее применение препятствовало дальнейшему повышению МРОТ. Целый ряд регионов и правительство заявляли, что не справятся с соответствующими финансовыми обязательствами.

— В нынешней редакции ч. 3 ст. 133, ч. 11 ст. 133.1 — нечеткое представление, что такое заработная плата, — через призму вознаграждения за труд, — поясняет секретарь ФНПР, кандидат юридических наук Николай Гладков. — МРОТ — это нижняя планка вознаграждения за труд. Что такое вознаграждение за труд? В ч. 1 ст. 129 ТК такое определение в широком смысле не раскрывается. С моей точки зрения, это и приводит к бессистемному толкованию, к неправильному правоприменению.

Сейчас каждый толкует это в меру своей совести. Есть работодатели, которые платят МРОТ, включая в его размер надбавки, есть работодатели, которые платят «чистый» МРОТ, а надбавки – сверху. С первыми периодически судятся работники и профсоюзы. Хотя этих работодателей поддерживают некоторые депутаты Госдумы, а также ведомства, например Минфин.

Работодатели регулярно толкуют статьи 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса в том смысле, что они позволяют включать в состав МРОТ «северные» надбавки. Общую позицию выразила депутат Госдумы Татьяна Касаева:

— Необходимо отличать понятие «минимальный размер оплаты труда» от понятия «должностной оклад», который представляет собой фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и специальных выплат. Требование об установлении минимального оклада на всей территории РФ отсутствует как в Конституции, так и в федеральном законе. […] МРОТ включает в себя совокупность всех выплат работнику и предусмотренные системой оплаты труда у конкретного работодателя выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Профсоюзы против. Глава ФНПР Михаил Шмаков поясняет:

— В понятие заработной платы, безусловно, входят все и стимулирующие, и компенсационные надбавки, и т.д. А вот в понятие МРОТ не должно входить никаких надбавок, потому что это, с одной стороны, социальная гарантия, а с другой — основа для построения различных систем оплаты труда, тарифных сеток и базовых окладов. Содержание этой инициативы заключается в том, чтобы более четко, однозначно прописать русским языком в Трудовом кодексе, что в МРОТ не включаются компенсационные и стимулирующие надбавки.

Профсоюзы считают, что включение в МРОТ стимулирующих и компенсационных выплат нарушает законы РФ. «Каждый имеет право… на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда», — гласит ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. При этом МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ). Также включение «северных» в МРОТ противоречит статьям 2, 22 и 132 ТК РФ, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят Генассамблеей ООН) и ст. 23 Всеобщей декларации прав человека — там говорится о справедливой зарплате и равном вознаграждении за труд.

14 ноября 2017 года Конституционный суд рассмотрел дело о проверке конституционности положений статей Трудового кодекса, описывающих понятия и структуру заработной платы и компенсационных выплат. Решения пока нет. Ждем.

Новости

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 12 апр — РАПСИ, Михаил Телехов. Дополнительные выплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и праздничные дни должны прибавляться к окладу не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), говорится в постановлении КС.

Такое решение было принято по жалобе жителя Иркутской области Сергея Жарова. Оспаривавшиеся им положения статьи 129, частей 1 и 3 статьи 133, частей 1–4 и 11 статьи 133.1 Трудового кодекса (ТК) РФ были признаны соответствующими Конституции РФ, но суд защитил интересы заявителя. Решение было основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

Оспариваемые положения

Статья 129 ТК РФ определяет понятие заработной платы, которой признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Читать  Декретные выплаты малоимущей семье

Части 1 и 3 статьи 133 ТК РФ предусматривают, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории России и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а также определяет, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже МРОТ.

В статье 133.1 ТК РФ говорится, что размер минимальной заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться региональным соглашением для местных работников, за исключением сотрудников федеральных организаций, что этот размер не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом, и что зарплата не может быть ниже минимального размера, установленного в субъекте РФ.

Сторож дошел до КС

Жаров работает сторожем в АО «Витимэнерго», и с 2017 года он получает зарплату, в которую входит оклад — 4268 рублей, надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, надбавки за сверхурочную работу, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни. Как следует из материалов дела, с учетом этих надбавок его заработок превышает минимальный размер оплаты труда. Полагая, что такой расчет нарушает его права на получение справедливой зарплаты, Жаров обратился в суд, но там заявителя поддержали лишь частично. И тогда он направил жалобу в КС.

Который в своем решении отметил, что выплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат, не могут включаться в регулярно получаемую зарплату.

По мнению КС, положения статей 129, 133 и 133.1 ТК РФ в системной связи с его статьями 149, 152–154 предполагают, наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при работе в ночное время, сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

МРОТ плюс сверхурочные

«Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом МРОТ, так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день, оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня, в дневное время, в будний день», — говорится в постановлении КС.

По мнению суда, это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав и вступало бы в противоречие с Конституцией РФ.

Оспариваемые нормы признаны соответствующими Конституции РФ, так как не предполагают включения в состав зарплаты, не превышающей МРОТ, сверхурочных, работы в ночное время, выходные и праздничные дни.

Дело Жарова подлежит пересмотру с учетом выявленного конституционно-правового смысла.

Добавят сверху

Правда, с оговоркой, что инициативу нужно проработать на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

Если ее поддержат в РТК, правительстве и парламенте, значит, все надбавки — стимулирующие или компенсационные — должны будут начисляться сверх МРОТ. Сейчас же они «закопаны» внутрь минималки. Кроме «северных» коэффициентов. Их, по словам замглавы минтруда Любови Ельцовой, должны «накручивать на минималку».

Один из авторов общественной инициативы руководитель правового департамента Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Яков Купреев констатирует: сейчас по Трудовому кодексу человек не может получать зарплату ниже МРОТ, при этом компенсационные и стимулирующие выплаты могут быть включены в эту величину. И люди, работающие в разных условиях, выполняющие работу разной сложности и имеющие разную квалификацию, получают порой одинаковую минимальную зарплату.

О тонкостях определения компенсационных надбавок в рубрике «Юрконсультация» рассказывают эксперты «РГ».

По словам Михаила Абызова, для воплощения предложения в жизнь потребуется переходный период. Кроме того, при ее реализации следует учесть опасения, которые высказывают в минфине и объединениях работодателей. Инициатива потребует дополнительных расходов как бюджетов, так и бизнеса. «Поддержав инициативу при условии ее доработки, мы учтем мнение 100 тысячи граждан, проголосовавших за инициативу», — сказал Михаил Абызов.

Тема МРОТ обсуждается 15 лет, отметил член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Исаев. Госдума уже приняла в первом чтении проект, который устанавливает постепенное повышение МРОТ до величины прожиточного минимума. Это потребует серьезных расходов — в 2018 году они превысят 26 миллиардов рублей. «Это решение явилось результатом сложных договоренностей между профсоюзами, работодателями и правительством. Депутатский корпус готов и сейчас участвовать в переговорном процессе», — сказал Исаев. Также члены экспертной группы поддержали пересмотр методики исчисления прожиточного минимума, к которому планируется приравнять МРОТ.

Минимальные стимулирующие выплаты

1.Каким документом регламентируются условия оплаты труда работников учреждений здравоохранения Республики Крым?

Условия оплаты труда работников учреждений здравоохранения Республики Крым определены постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 № 605 «Об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым» в соответствии с Законом Республики Крым от 28.11.2014 № 14-ЗРК.

2.Из чего состоит заработная плата?

Заработная плата состоит из должностного оклада, компенсационных выплат (в том числе за работу во вредных условиях труда),стимулирующих выплат.

3. Могут ли быть различия в размере средней заработной платы у работников, занимающих одинаковые должности?

Заработная плата работников, занимающих одинаковые должности может различаться в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, продолжительности фактически отработанного времени, выслуги лет.

4. Может ли средняя заработная плата работников быть меньше целевого значения заработной платы, установленного в соответствии с «Дорожной картой»?

Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы, продолжительности фактически отработанного времени и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

5. Что относится к компенсационным выплатам?

В государственных учреждениях (организациях) работникам могут быть осуществлены следующие выплаты компенсационного характера:
а) выплаты для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
б) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором), сверхурочную работу, работу в ночное время, работу в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных;
в) надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

6. Как оплачивается работа, связанная с вредными и (или) опасными условиями труда?

Выплаты компенсационного характера за работу во вредных условиях труда осуществляются на основании проведенной специальной оценки условий труда работников (Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») при установлении вредного или опасного класса условий труда.
По результатам проведенной специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями ст.15 ФЗ 426 и приложения 3 к приказу Минтруда РФ № 33н. организация, проводившая специальную оценку условий труда, составляет Отчет, который включает в себя и карты специальной оценки условий труда, и направляет его в комиссию работодателя. С учетом строки 040 Карт специальной оценки условий труда работодатель устанавливает работникам гарантии и компенсации, организует выдачу лечебно-профилактического питания, реализует право на досрочное назначение трудовой пенсии, организует проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Порядок установления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда определен Трудовым кодексом РФ: повышенная оплата труда – ст. 147; ежегодный дополнительный отпуск — ст. 117; сокращенная продолжительность рабочего времени — ст. 92, 94, 104.

7. Какой размер повышения оплаты труда за работу во вредных и (или) опасных условиях труда?

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и отражается в коллективном договоре, трудовом договоре.

8. Какая работа считается ночной?

В соответствии со статьей 96 Трудового кодекса Российской Федерации ночным считается время с 22 часов до 6 часов.

9. В каком размере производится оплата за ночное время?

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации установлен минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время — 20 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада), за каждый час работы в ночное время.
Конкретный размер оплаты за работу в ночное время устанавливается в Коллективном договоре, иных локальных нормативных актах учреждения.

10. Что включают в себя выплаты стимулирующего характера?

В целях стимулирования работников учреждений (организаций) к качественному результату труда, а также их поощрения за выполненную работу работникам учреждений устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера:
надбавка медицинским работникам за наличие квалификационной категории;
надбавка медицинским работникам за продолжительность непрерывной работы;
надбавка за выслугу лет;
надбавка за высокие результаты.

11. Как устанавливаются стимулирующие выплаты за высокие результаты работы?

Стимулирующие выплаты устанавливаются приказами руководителя учреждения, на основании решения специально созданных в учреждении Комиссий по установлению стимулирующих выплат (с учётом предложений руководителей структурных подразделений). Размер выплат определяется по согласованию с первичной профсоюзной организацией учреждения в зависимости от выполнения количественных и качественных показателей и не являются обязательной частью заработной платы.
Стимулирующие выплаты могут устанавливаться работникам учреждения при наличии экономии фонда оплаты труда.

12. В каких случаях работодатель имеет право лишать работника стимулирующих выплат?

Факторы, которые влекут за собой снижение размера стимулирующих выплат или их невыплату должны быть указаны в локальном нормативном акте учреждения, например, в Положении о порядке и условиях начисления стимулирующих выплат.

13. Обязан ли работодатель уведомлять работника о лишении (уменьшении) стимулирующих выплат?

Решение о лишении (уменьшении) премии или стимулирующих выплат должно быть документально оформлено.
Работодатель обязан уведомлять работника о лишении (уменьшении) премий или стимулирующих выплат под роспись.

14. Нарушает ли работодатель трудовое законодательство, если средняя месячная заработная плата работника в текущем периоде снизилась по сравнению с предыдущим периодом (месяц, квартал, год)?

Размер заработной платы работника может меняться как в большую, так и в меньшую сторону по сравнению с предыдущим периодом.
Заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы, продолжительности фактически отработанного времени.
Работодатель в соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивает работникам равную оплату за труд равной ценности.
Заработная плата работника напрямую зависит от продолжительности фактически отработанного времени, а также размера стимулирующих выплат за высокие результаты работы. Размер стимулирующих выплат за высокие результаты работы устанавливается в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, средств, обязательного медицинского страхования, средств от приносящей доход деятельности с учетом выполнения показателей и критериев эффективности работы.

15. Как работодатель должен информировать работников о составных частях заработной платы?

В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:
? о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
? о размерах иных сумм, начисленных работнику;
? о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
? об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

16. Какие сроки для выплаты заработной платы установлены действующим законодательством?

В соответствии с частью шестой статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии с частью 8 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

17. В какой срок производится расчёт с работником при увольнении

В последний день работы работодатель должен выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет (статьи 84.1, 140 Трудового кодекса Российской Федерации). Одной из основных гарантий при увольнении работника в связи с сокращением численности работников или штата, предусмотренных статьёй 178 Трудового кодекса Российской Федерации, является выплата увольняемому выходного пособия.

18. Что такое минимальный размер оплаты труда (МРОТ)?

Минимальный размер оплаты труда (далее МРОТ) регулируется Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N° 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а также статьей 133 ТК Российской Федерации.
МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы, устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
Статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ предусмотрено, что его величина в целом по Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

19. Каким категориям работников предусмотрено повышение оплаты труда в рамках Указа Президента от 7 мая 2012 года № 597?

Мероприятия по повышению средней заработной платы к 2018 году предусмотрены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N« 597 «О реализации государственной социальной политики»:

  • врачам и работникам медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • младшему медицинскому персоналу (персоналу, обеспечивающему условия для предоставления медицинских услуг) средней заработной платы до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) средней заработной платы до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования доведение до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • научным сотрудникам до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • социальным работникам, включая социальных работников медицинских организаций средней заработной платы до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

20. Должна ли выплачиваться работникам учреждений здравоохранения материальная помощь?

Материальная помощь является выплатой социального характера.
В соответствии с пунктом 8.5. Постановления № 605, экономия фонда оплаты труда может быть использована как на премирование работников, так и на осуществление выплат социального характера, включая материальную помощь.

21. Должна ли выплачиваться работникам учреждений здравоохранения 13-ая заработная плата?

Законом Республики Крым № 14-ЗРК и Постановлением № 605 выплаты в виде 13-ой заработной платы работникам бюджетной сферы, в том числе здравоохранения, не предусмотрены.

Вопрос-ответ

Согласно п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений.

Министерство культуры Красноярского края регулирует вопросы оплаты труда работников подведомственных краевых государственных учреждений культуры и образования в области культуры.

На краевом уровне система оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, для работников и руководителей учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, содержащими нормы трудового права, и Законом края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» (далее – Закон).

Читать  Детские выплаты от пфр

Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров включает в себя должностной оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, определяемые в соответствии с Законом.

Вместе с тем в соответствии с разделом V утверждённого примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казённых учреждений, подведомственных министерству культуры Красноярского края, постановлением Правительства Красноярского края от 01.12.2009 № 621-п, размер средств, направляемых на оплату труда руководителя, рассчитывается исходя из утверждённого должностного оклада руководителя, количества должностных окладов руководителя учреждения, учитываемых при определении объёма средств на выплаты стимулирующего характера руководителя учреждения в год, а также с учётом районного коэффициента. При этом средства от приносящей доход деятельности могут направляться на выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений с учётом недопущения превышения предельного объёма средств на выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений.

На муниципальном уровне оплата труда руководителей учреждений культуры устанавливается по аналогии с краевым законодательством.

Согласно абзацу 5 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» (далее – Закон края), система оплаты труда работников учреждений включает в себя следующие элементы:

оклады (должностные оклады), ставки заработной платы;

выплаты компенсационного характера;

выплаты стимулирующего характера.

Согласно ст. 4 Закона края, работникам учреждений в пределах утверждённого фонда оплаты труда могут устанавливаться такие выплаты стимулирующего характера, как персональные выплаты.

Виды, условия, размер и порядок выплат стимулирующего характера, в том числе критерии оценки результативности и качества труда работников краевых государственных бюджетных и казённых учреждений, подведомственных министерству культуры Красноярского края, утверждённые приказом министерства культуры Красноярского края от 08.12.2009 № 136, предусматривают установление персональных выплат в целях повышения уровня оплаты труда молодым специалистам, впервые окончившим одно из образовательных учреждений высшего образования или профессиональных образовательных учреждений и заключившим в течение трёх лет после окончания образовательного учреждения трудовые договоры с учреждениями, либо продолжающим работу в учреждении, в размере 50 процентов от оклада (должностного оклада), ставки заработной платы. Данная персональная выплата устанавливается сроком на пять лет с момента окончания образовательного учреждения высшего образования или профессионального образовательного учреждения.

Таким образом, гражданин, устроившийся на работу по специальности до окончания обучения, является молодым специалистом и имеет право на надбавку к заработной плате в установленном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений.

Таким образом, в учреждении, в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования, регулирующими систему оплаты труда работников, должны быть приняты коллективный договор, локальный нормативный акт, предусматривающий в том числе виды, условия, размер и порядок выплат стимулирующего характера, с которым работник имеет право ознакомиться.

В соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путём совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объёма работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определённой трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, её содержание и объём устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учётом содержания и (или) объёма дополнительной работы.

Сторонами трудового договора необходимо зафиксировать в письменной форме:

срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу;

содержание дополнительной работы;

объём дополнительной работы;

Также сообщаем, что Кодекс не определяет ни минимального, ни максимального размера доплаты. Доплата может быть установлена как в твёрдой денежной сумме, так и в процентах к минимальному окладу (должностному окладу), ставке заработной платы или заработной плате работника. Однако работодатель должен учитывать положение статьи 22 Кодекса, которое обязывает его обеспечить одинаковую оплату за труд равной ценности.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации (статьи 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации), система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок (окладов), надбавок компенсационного и стимулирующего характера работнику, в том числе выплаты по итогам работы, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Виды, условия, размер и порядок выплат стимулирующего характера, в том числе критерии оценки результативности и качества труда всех категорий работников краевых государственных бюджетных и казённых учреждений культуры и образования, подведомственных министерству культуры Красноярского края, утверждены приказом министерства культуры края от 08.12.2009 № 136. По аналогии с краевыми нормативными правовыми актами в муниципальных образованиях края должно быть разработано Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, в котором должны быть установлены виды, условия, размер и порядок выплат стимулирующего характера, а также критерии оценки результативности и качества труда всех категорий работников муниципальных учреждений культуры.

Таким образом, экономия фонда оплаты труда, сложившаяся на конец периода (месяц, квартал, полугодие, год) может быть направлена на выплаты стимулирующего характера, в том числе на выплаты по итогам работы, в соответствии с критериями оценки результативности и качества труда работников, утверждёнными положением об оплате труда работников конкретного учреждения культуры.

Согласно п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений.

Министерство культуры Красноярского края регулирует вопросы оплаты труда работников только подведомственных краевых государственных учреждений культуры и образования в области культуры.

На краевом уровне система оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, для работников и руководителей учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, содержащими нормы трудового права, и Законом края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» (далее – Закон).

Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров включает в себя должностной оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, определяемые в соответствии с Законом.

Размер должностного оклада руководителя учреждения устанавливается трудовым договором и определяется в кратном отношении к среднему размеру оклада (должностного оклада), ставки заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения с учётом отнесения учреждения к группе по оплате труда руководителей учреждений.

Отмечаем, что на муниципальном уровне оплата труда руководителей учреждений культуры устанавливается по аналогии с краевым законодательством.

Таким образом, заработная плата руководителя муниципального бюджетного учреждения культуры должна быть рассчитана в кратном отношении к среднему размеру оклада (должностного оклада), ставки заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения.

Министерство культуры Красноярского края регулирует вопросы оплаты труда работников только подведомственных краевых государственных учреждений культуры и образования в области культуры.

На краевом уровне система оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, для работников учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, содержащими нормы трудового права, и Законом края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений».

Виды, условия, размер и порядок выплат стимулирующего характера, в том числе критерии оценки результативности и качества труда работников краевых государственных бюджетных и казённых учреждений, подведомственных министерству культуры Красноярского края, утверждены Приказом министерства культуры Красноярского края от 08.12.2009 № 136.

Согласно п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений.

Вопросы оплаты труда работников учреждений культуры и образовательных учреждений дополнительного образования детей в области культуры муниципальных образований регулируются Примерным положением об оплате труда работников муниципальных бюджетных и казённых учреждений.

Минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям работников культуры, искусства и кинематографии предусмотрены на муниципальном уровне по аналогии с примерным положением об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казённых учреждений, подведомственных министерству культуры Красноярского края, утверждённым постановлением Правительства Красноярского от 01.12.2009 № 621-п.

Система оплаты труда работников краевых государственных бюджетных и казённых учреждений введена в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений».

Согласно п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений.

Виды, условия, размер и порядок выплат стимулирующего характера, в том числе критерии оценки результативности и качества труда работников, утверждаются органом исполнительной власти края, осуществляющим правовое регулирование в соответствующих областях или сферах государственного управления, для работников подведомственных им учреждений, а также для работников учреждений, подведомственных службам и агентствам, которые находятся в ведении соответствующих органов исполнительной власти края.

Доля стимулирующих выплат на краевом уровне не закреплена.

Виды и размер стимулирующих выплат устанавливаются всем категориям работников учреждений культуры в соответствии с критериями оценки результативности и качества труда работников, утвержденными Положением об оплате труда работников конкретного учреждения культуры.

Доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером, поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера – прерогатива работодателя.

Стимулирующие выплаты могут быть установлены работодателем, как в твёрдой денежной сумме, так и в процентах от оклада (должностного оклада), от выполненного объёма работы. Перечень оснований для начисления премии работодатель определяет самостоятельно.

Таким образом, в учреждении, в котором Вы работаете, должно быть принято Положение об оплате труда работников, которое определяет условия, порядок и критерии выплат стимулирующего характера и с которым Вы имеете право ознакомиться.Система оплаты труда работников краевых государственных бюджетных и казённых учреждений введена в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений».

Согласно п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений.

Виды, условия, размер и порядок выплат стимулирующего характера, в том числе критерии оценки результативности и качества труда работников, утверждаются органом исполнительной власти края, осуществляющим правовое регулирование в соответствующих областях или сферах государственного управления, для работников подведомственных им учреждений, а также для работников учреждений, подведомственных службам и агентствам, которые находятся в ведении соответствующих органов исполнительной власти края.

Доля стимулирующих выплат на краевом уровне не закреплена.

Виды и размер стимулирующих выплат устанавливаются всем категориям работников учреждений культуры в соответствии с критериями оценки результативности и качества труда работников, утвержденными Положением об оплате труда работников конкретного учреждения культуры.

Доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером, поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера – прерогатива работодателя.

Стимулирующие выплаты могут быть установлены работодателем, как в твёрдой денежной сумме, так и в процентах от оклада (должностного оклада), от выполненного объёма работы. Перечень оснований для начисления премии работодатель определяет самостоятельно.

Таким образом, в учреждении, в котором Вы работаете, должно быть принято Положение об оплате труда работников, которое определяет условия, порядок и критерии выплат стимулирующего характера и с которым Вы имеете право ознакомиться.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее –Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ), прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов Российской Федерации;

других установленных федеральным законом целей.

В силу положений статьи 2 Федерального закона от 24.10.1997

№ 134-ФЗ, величина прожиточного минимума, установленная в Красноярском крае для трудоспособного населения, не предназначается для определения МРОТ в Красноярском крае.

В соответствии с частью 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации стимулирующие выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно части 4 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, локальный нормативный акт, предусматривающий стимулирующие выплаты, должен приниматься с учётом мнения представительного органа работников.

Доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером, поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера – прерогатива работодателя. Стимулирующие выплаты могут быть установлены работодателем как в твёрдой денежной сумме, так и в процентах от оклада (должностного оклада), от выполненного объёма работы. Перечень оснований для начисления премии работодатель определяет самостоятельно.

Выплата за опыт работы при начислении заработной платы не учитывается, так как основным принципом системы оплаты труда является стимулирование работника за повышение качества и эффективное выполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности, новаторские предложения, способствующие улучшению показателей деятельности всего учреждения.

Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 01.12.2009 № 621-п «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казённых учреждений, подведомственных министерству культуры Красноярского края», минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников учреждений увеличиваются при условии наличия квалификационной категории.

Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии отражены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённом Приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 № 251н.

Отнесение клубных учреждений к группам по оплате труда руководителей и специалистов производится учредителем ежегодно по результатам работы за прошедший год.

В соответствии с постановлением Минтруда Российской Федерации от 11.09.1995 № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Основная цель введения новой системы оплаты труда – это повышение качества предоставляемых населению бюджетных услуг через усиление мотивации работников к улучшению результатов их труда.

Согласно статье 1 Закона Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», система оплаты труда (далее – СОТ) работников учреждений включает в себя следующие элементы оплаты труда:

оклады (должностные оклады), ставки заработной платы;

выплаты компенсационного характера;

выплаты стимулирующего характера.

Обращаем Ваше внимание, что выплата за опыт работы при начислении заработной платы не учитывается, так как основным принципом СОТ является стимулирование работника за повышение качества и эффективное выполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности, новаторские предложения, способствующие улучшению показателей деятельности всего учреждения.

Оплата труда работников носит адресный характер и осуществляется в соответствии с критериями оценки результативности и качества труда работников.

Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 01.12.2009 № 621-п «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казённых учреждений, подведомственных министерству культуры Красноярского края», минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников учреждений увеличиваются при условии наличия квалификационной категории.

Читать  Ежемесячная денежная выплата пенсионерам в санкт петербурге

Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии отражены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённом Приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 № 251н.

Средний заработок работника для расчёта пособия по временной нетрудоспособности рассчитывается исходя из всех выплат и вознаграждений, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

К выплатам, включаемым в средний заработок, в частности, относятся:

различные надбавки и доплаты;

выплаты, связанные с условиями труда;

премии и вознаграждения;

При определении среднего заработка не учитываются такие суммы выплат, как, например, государственные пособия, командировочные, суммы единовременной материальной помощи.

На муниципальном уровне должны быть установлены минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, определяемые по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, по аналогии с правовыми нормами раздела 2 примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казённых учреждений, подведомственных министерству культуры Красноярского края, утверждённого постановлением Правительства Красноярского края от 01.12.2009 № 621-п, где указаны приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которыми утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии.

На муниципальном уровне должны быть установлены минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, определяемые по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, по аналогии с правовыми нормами раздела 2 примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казённых учреждений, подведомственных министерству культуры Красноярского края, утверждённого постановлением Правительства Красноярского края от 01.12.2009 № 621-п, где указаны приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которыми утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии и профессиональные квалификационные группы профессий работников культуры, искусства и кинематографии.

На условиях совместительства должны устанавливать все элементы оплаты труда, в том числе и выплаты стимулирующего характера. На условиях совмещения: устанавливаются или не устанавливаются стимулирующие выплаты при определении размера доплаты за совмещение должностей, зависит от порядка, установленного локальным нормативным актом учреждения.

Изменение условий оплаты труда с переходом на НСОТ обеспечивает возможность стимулировать работников за качественное и эффективное выполнение должностных обязанностей (трудовых функций), за выполнение заданий особой важности и сложности, за новаторские предложения, способствующие улучшению показателей деятельности всего учреждения.

Оплата труда работников на сегодняшний день осуществляется в соответствии с критериями оценки результативности и качества труда работников, утвержденными локальными нормативными актами учреждений, соответственно, сумма стимулирующих выплат индивидуальна для каждого работника и работник сам может влиять на объём этих выплат, что в конечном счёте приведёт к повышению заработной платы в целом.

В отличии от работников учреждений культуры и педагогических работников образовательных учреждений дополнительного образования детей для которых предусмотрено повышение заработной платы по Указу Президента РФ, повышение заработной платы руководителей производилось в рамках перехода на НСОТ — 20%, индексации.

Поэтапное повышение заработной платы работников образовательных учреждений дополнительного образования детей происходит путём индексации тарифных ставок и минимальных размеров окладов (должностных окладов), согласно общим подходам к формированию политики в области оплаты труда в крае.

В соответствии с решением Губернатора Красноярского края в целях реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761 фонд оплаты труда образовательных учреждений дополнительного образования детей для педагогических работников с момента введения НСОТ повышался несколько раз: с 01.10.2011 на 6,5%, с 01.10.2012 на 6%, с 01.06.2013 на 20%, с 01.10.2013 на 5,5%, с 01.01.2014 на 10%.

Фонд оплаты труда образовательных учреждений дополнительного образования детей для руководителей был увеличен с 01.10.2011 на 6,5%, с 01.10.2012 на 6%, а также с 01.10.2013 на 5,5%. В связи с этим темп роста средней заработной платы руководителей учреждений ниже темпа роста средней заработной платы педагогических работников.

Дополнительно сообщаем, что с 01.10.2014 планируется повышение заработной платы работников образовательных учреждений дополнительного образования детей на 5%.

Стимулирующие выплаты работникам устанавливаются приказом руководителя учреждения на основании Положения об оплате труда с учётом мнения комиссии по распределению стимулирующих выплат.

Вопросы, связанные с порядком установления выплат стимулирующего характера, регулируются локальными актами учреждения.

Кроме того, в течение первых трёх месяцев работы сотруднику возможны выплаты за сложность и напряжённость, выплаты по итогам работы за месяц.

В учреждении дополнительного образования детей в области культуры при определении ПКГ необходимо руководствоваться Приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», в котором указана должность «концертмейстер».

Нормативные правовые акты, регламентирующие введение новой системы оплаты труда, не устанавливают исключение совместителей при установлении стимулирующих выплат.

Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определяются главой 44 ТК РФ.

Согласно ст. 60.1 ТК РФ, при работе по совместительству заключается трудовой договор, работа выполняется в свободное от основной работы время.

Кроме того, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объёме.

На уровне края работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, предоставляется региональная выплата.

При переходе на новые условия оплаты труда региональная выплата сохраняется.

С 01.10.2013 размер региональной выплаты увеличился на 5,5 процента (с дифференциацией по северным территориям края) в целях повышения уровня дохода низкокатегорированных работников.

Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период нетрудоспособности, размер пособия зависит от страхового стажа застрахованного лица.

Согласно статье 4 Закона края от 29.10.2009 № 9-3864 «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных и казённых учреждений», работникам учреждений в пределах утверждённого фонда оплаты труда могут устанавливаться такие выплаты стимулирующего характера, как персональные выплаты.

Персональные выплаты, в частности, устанавливаются с учётом работы в сельской местности, а также в целях повышения уровня оплаты труда молодым специалистам:

за работу в учреждениях, расположенных в сельской местности, в размере 25 (двадцати пяти) процентов от оклада (должностного оклада), ставки заработной платы;

в целях повышения уровня оплаты труда молодым специалистам, впервые окончившим одно из учреждений высшего или среднего профессионального образования и заключившим в течение трех лет после окончания учебного заведения трудовые договоры с учреждениями либо продолжающим работу в учреждении в размере 50 (пятидесяти) процентов от оклада (должностного оклада), ставки заработной платы. Данная персональная выплата устанавливается сроком на пять лет с момента окончания учреждения высшего или среднего профессионального образования.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных учреждений» при переходе на новые системы оплаты труда обеспечивается сохранение гарантированной части заработной платы работников в рамках определения размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, компенсационных выплат и стимулирующих выплат в части персональных выплат по новым системам оплаты труда в сумме не ниже размера заработной платы (без учета стимулирующих выплат), установленного тарифной системой оплаты труда.

Порядком проведения эксперимента по введению новых систем оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 19.11.2009 № 586-п (далее – Порядок), установлено, что для участия в эксперименте учреждения в течение сорока двух дней со дня вступления в силу правового акта Правительства Красноярского края об объявлении конкурсного отбора направляют в орган исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий правовое регулирование в соответствующих областях или сферах государственного управления следующее:

1) заявление на участие в эксперименте (далее — заявление) по форме согласно приложению № 1 к Порядку;

2) сведения о соответствии учреждения критериям для участия в эксперименте (п. 6 Порядка);

3) документы, установленные п. 7 Порядка

Может, в случае если в уставе учреждения имеются положения, регламентирующие деятельность учреждения, как бюджетного учреждения. Тем не менее, считаем необходимым наименование учреждения привести в соответствии с нормами ГК РФ.

Порядком и условиями предоставления бюджетам муниципальных образований края субсидий на частичное финансирование (возмещение) расходов на проведение эксперимента по введению новых систем оплаты труда, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26.01.2010 № 25-п установлено, что муниципальным образованиям края предоставляются субсидии на частичное финансирование (возмещение) расходов на проведение эксперимента по введению новых систем оплаты труда (далее — субсидия).

Субсидия предоставляется на основании соглашения, заключенного между главными распорядителями средств краевого бюджета и администрацией муниципального образования края.

В настоящее время участниками эксперимента по введению новой системы оплаты труда (далее – НСОТ) являются 717 учреждений культуры края, из них 18 краевых государственных учреждений культуры, 699 – муниципальных. Учреждения культуры, участвующие в эксперименте, представлены следующими типами: образовательные учреждения среднего профессионального образования отрасли «культура», библиотеки, музеи, учреждения культуры клубного типа, театры.

Основная цель введения НСОТ – это повышение качества предоставляемых населению бюджетных услуг через усиление мотивации работников к улучшению результатов их труда.

Таким образом, изменение условий оплаты труда обеспечивает возможность стимулировать работников за качественное и эффективное выполнение должностных обязанностей (трудовых функций), за выполнение заданий особой важности и сложности, за новаторские предложения, способствующие улучшению показателей деятельности всего учреждения.

Так как оплата труда работников по НСОТ осуществляется в соответствии с критериями оценки результативности и качества труда работников, утвержденными локальными нормативными актами учреждений, сумма стимулирующих выплат индивидуальна для каждого работника и работник сам может влиять на объем этих выплат, что в конечном счете приведет к повышению заработной платы в целом.
Основные преимущества:

— адресный характер оценки труда работника;

— возможность работника влиять на объем стимулирующих выплат.

Вся информация об итогах реализации НСОТ находится на едином краевом портале Красноярского края.

На сайте министерства культуры и едином краевом портале в разделе «Новости» 14.09.2012 размещено сообщение о том, что работники культуры региона могут оставлять свои вопросы, связанные с переходом на новую систему оплаты труда. Сотрудники министерства дадут разъяснения по всем обращениям. Самые популярные вопросы будут опубликованы на сайте вместе с ответом.

Вносить изменения в штатное расписание в части сокращения должностей, по которым допущено уменьшение окладов, и введение подобных им должностей, необходимо в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (ТК РФ).

Согласно п. 4 ст. 8 Закона Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений» при переходе на новые системы оплаты труда обеспечивается сохранение гарантированной части заработной платы работников в рамках определения размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, компенсационных выплат и стимулирующих выплат в части персональных выплат по новым системам оплаты труда в сумме не ниже размера заработной платы (без учета стимулирующих выплат), установленного тарифной системой оплаты труда.

Т.е. гарантированная часть заработной платы при НСОТ (должностной оклад + компенсационные выплаты + персональные стимулирующие выплаты) должна быть не ниже гарантированной части при ТСОТ (тарифная ставка (оклад) + компенсационные выплаты).

Ранее министерство культуры (в ответ на письмо управления по делам культуры и искусства администрации г. Норильска от 13.07.2012 №300-1153) направляло письмо от 14.08.2012 № 13-08/4559 «О заработной плате», в котором рекомендовало для сохранения гарантированной части заработной платы работников при начислении заработной платы по НСОТ учитывать персональные стимулирующие выплаты, являющиеся гарантированной частью заработной платы при НСОТ (в представленном сравнительном анализе заработной платы работников учреждений культуры г. Норильска – участников НСОТ, не были учтены начисления персональных стимулирующих выплат).

Вносить изменения в нормативные акты в части ввода компенсационной доплаты «выплата для сохранения прежнего уровня гарантированной части заработной платы» не представляется возможным, так как в краевом законодательстве Красноярского края такая доплата не предусмотрена, предусмотрена персональная стимулирующая выплата «за сложность, напряженность и особый режим работы», которая позволяет сохранить гарантированную часть заработной платы работника при переходе на НСОТ (работнику, которого принимают в учреждение при НСОТ, данная выплата не устанавливается, так как нет необходимости выравнивания гарантированной части заработной платы).

В ведении министерства культуры края отсутствуют образовательные учреждения дополнительного образования детей в области культуры, поэтому для данного типа учреждений не разработаны типовые положения об оплате труда по НСОТ. Тем не менее, можно ознакомиться с типовыми положениями об оплате труда по НСОТ министерства образования и науки Красноярского края, в которых предусмотрены выплаты для педагогов интересующего типа учреждения.

В ведении министерства культуры края отсутствуют образовательные учреждения дополнительного образования детей в области культуры, поэтому для данного типа учреждений не разработаны типовые положения об оплате труда по НСОТ. Тем не менее, можно ознакомиться с типовыми положениями об оплате труда по НСОТ министерства образования и науки Красноярского края, в которых предусмотрены выплаты для педагогов интересующего типа учреждения.

Субсидия на частичное финансирование (возмещение) расходов на проведение эксперимента по введению новых систем оплаты труда для учреждений, перешедших на НСОТ с 01.07.2012 года, будет предоставлена министерством культуры края в 2012 году. Средства, необходимые на проведение эксперимента по введению новой системы оплаты труда работников учреждений культуры на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, будут учтены министерством финансов при формировании прогноза бюджета.

Вопросы, связанные с порядком установления выплат стимулирующего характера, регулируются локальными актами учреждения.

Установление выплат стимулирующего характера осуществляется по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников:

руководителям структурных подразделений учреждения, работникам, подчиненным заместителям руководителей, — по представлению заместителей руководителя учреждения;

остальным работникам, занятым в структурных подразделениях учреждения, — на основании представления руководителей соответствующих структурных подразделений учреждения.

Во избежание субъективного подхода к вопросу установления и распределения выплат стимулирующего характера коллектив учреждения культуры может избрать комиссию по установлению и распределению выплат стимулирующего характера и в локальных нормативных актах учреждения вправе:

установить порядок формирования и работы комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников;

определить механизм проведения оценки результативности и качества труда работников и ознакомления работников с результатами такой оценки, а также установления размера стимулирующих выплат;

предусмотреть порядок обжалования работниками решений комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников.

Строгое соблюдение локальных нормативных актов учреждения по вопросам стимулирования работников должно являться не только обязанностью администрации учреждения, но и приоритетной задачей для представительного органа работников.

Для руководителей муниципальных автономных учреждений культуры заработная плата руководителя будет начисляться таким же образом, как и для руководителей муниципальных бюджетных и казенных учреждений культуры (согласно положению об оплате труда, утвержденному постановлением администрации муниципального образования). Если муниципальный правовой акт распространяется только на бюджетные и казенные учреждения культуры, то необходимо принятие нормативного акта учредителя, устанавливающего систему оплаты труда руководителя автономного учреждения, соответствующую нормативным правовым актам края, регламентирующим новые системы оплаты труда (по аналогии с краевым локальным нормативным актом – приказ от 11.07.2012 № 261 «Об утверждении Положения об оплате труда руководителей краевых государственных автономных учреждений культуры библиотечного и клубного типов, подведомственных министерству культуры Красноярского края»).

Повышение оплаты труда в соответствии с указами Президента Российской Федерации. Каким категориям работников предусмотрено повышение оплаты труда?

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено:

  • педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования — доведение средней заработной платы до средней заработной платы в регионе.
  • педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений — доведение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в регионе;
  • преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования — доведение средней заработной платы до средней заработной платы в регионе.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 предусмотрено доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже средней заработной платы для учителей в регионе.
Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100% от средней заработной платы в регионе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *