Мчс выплата при рождении ребенка

Приказ МЧС России от 23.12.2019 N 771 «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет функции и полномочия учредителя, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на иные цели, утвержденные приказом МЧС России от 3 мая 2018 г. N 205» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2020 N 57869)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ
от 23 декабря 2019 г. N 771

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
СУБСИДИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ,
В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ
ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ, В СООТВЕТСТВИИ С АБЗАЦЕМ
ВТОРЫМ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 78.1 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, НА ИНЫЕ ЦЕЛИ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МЧС РОССИИ
ОТ 3 МАЯ 2018 Г. N 205

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказываю:

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2009, N 29, ст. 3582; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 19, ст. 2331, N 27, ст. 3473, N 52 (ч. I), ст. 6983; 2016, N 7, ст. 911, N 27 (ч. II), ст. 4278; 2017, N 1 (ч. I), ст. 7, N 30, ст. 4458, N 47, ст. 6841; 2018, N 1 (ч. I), ст. 18, N 53 (ч. I), ст. 8430.

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет функции и полномочия учредителя, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на иные цели, утвержденные приказом МЧС России от 3 мая 2018 г. N 205 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2018 г., регистрационный N 51465).

2. Признать утратившими силу приказы МЧС России от 15 января 2013 г. N 18 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), федеральным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении МЧС России» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 февраля 2013 г., регистрационный N 27091), от 28 января 2013 г. N 51 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета федеральным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении МЧС России, субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 марта 2013 г., регистрационный N 27462) и от 6 октября 2014 г. N 549 «О внесении изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), федеральным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении МЧС России, утвержденные приказом МЧС России от 15.01.2013 N 18» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2014 г., регистрационный N 34698).

Утверждены
приказом МЧС России
от 23.12.2019 N 771

ИЗМЕНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
СУБСИДИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ,
В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ
ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ, В СООТВЕТСТВИИ С АБЗАЦЕМ
ВТОРЫМ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 78.1 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА ИНЫЕ ЦЕЛИ, УТВЕРЖДЕННЫЕ
ПРИКАЗОМ МЧС РОССИИ ОТ 3 МАЯ 2018 Г. N 205

1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. В соответствии с решениями МЧС России предоставляются следующие целевые субсидии:

2.1. Целевые субсидии на осуществление выплат физическим лицам:

выплата денежного довольствия слушателям, курсантам и адъюнктам, обучающимся в образовательных организациях высшего образования МЧС России по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

выплата денежного довольствия сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее — ФПС ГПС) за время нахождения в распоряжении;

выплата оклада по специальному званию в течение одного года после увольнения со службы без права на пенсию;

выплата выходного пособия работникам ФПС ГПС и гражданскому персоналу спасательных воинских формирований (далее — СВФ) при расторжении трудового договора;

выплата работникам ФПС ГПС и гражданскому персоналу СВФ среднемесячного заработка на период трудоустройства;

возмещение расходов, связанных с проездом и перевозкой личного имущества, военнослужащим, сотрудникам ФПС ГПС и членам их семей;

оплата служебных командировок, не включенных в состав нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждения;

компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, а также военнослужащих и членов их семей;

компенсация расходов на оплату стоимости проезда и перевозки имущества при переезде в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с заключением трудового договора и при переезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с расторжением трудового договора;

выплата стипендий обучающимся (студентам, ординаторам, аспирантам и докторантам);

выплата студентам, курсантам, слушателям, адъюнктам и аспирантам стипендии Президента Российской Федерации и стипендий Правительства Российской Федерации;

выплата денежного довольствия военнослужащим, освобожденным от воинских должностей и находящимся в распоряжении начальников учреждений, за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям;

выплата работникам учреждений по решению МЧС России за особые достижения;

выплата выходного пособия женам военнослужащих в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено перемещением военнослужащих к новому месту военной службы;

выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, обучающимся (в том числе курсантам и слушателям), не имеющим званий офицеров;

денежная выплата и предоставление бесплатного питания донорам крови;

выплата пособия по беременности и родам;

выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

выплата единовременного пособия при рождении ребенка;

выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком;

ежемесячная компенсационная выплата находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста;

выплата единовременного пособия при увольнении с военной службы (службы) военнослужащим СВФ и сотрудникам ФПС ГПС;

выплата ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим СВФ и сотрудникам ФПС ГПС;

выплата денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом при увольнении с военной службы военнослужащим СВФ;

выплата подъемного пособия военнослужащим СВФ и сотрудникам ФПС ГПС.

2.2. Целевые субсидии на закупку товаров, работ и услуг.

2.3. Целевые субсидии на реализацию мероприятий в соответствии с Комплексным планом основных мероприятий МЧС России и планами основных мероприятий учреждений.

2.4. Целевые субсидии в целях организации и осуществления чрезвычайного гуманитарного реагирования за рубежом и обеспечения мероприятий по международному сотрудничеству:

оказания помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

обеспечения эвакуации граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

компенсации расходов, связанных с оказанием помощи гражданам других государств и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории другого государства, вынужденно покинувшим территорию своей страны и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке;

осуществления мероприятий по предотвращению, ликвидации чрезвычайных ситуаций;

реализации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления чрезвычайного гуманитарного реагирования, преодоления последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, участия в международных гуманитарных проектах, программах и операциях;

подготовки и проведения мероприятий с участием Российской Федерации в международных организациях, форумах и встречах;

реализации мероприятий в рамках международного сотрудничества.

2.5. Иные целевые субсидии:

осуществление ликвидационных и реорганизационных мероприятий.».

2. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Целевые субсидии предоставляются учреждениям в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных МЧС России, как получателю бюджетных средств на указанные цели.

Для определения объема целевой субсидии учреждения направляют в МЧС России:

заявку на получение целевой субсидии;

пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости расходов учреждения;

расчет и финансово-экономическое обоснование размера целевой субсидии.

Расчеты (обоснования) формируются учреждением с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, порядками, правилами, требованиями технических регламентов, положениями стандартов и правоустанавливающими документами в зависимости от цели предоставления субсидии и должны содержать материалы, необходимые для оценки потребности учреждений в запрашиваемой целевой субсидии.

МЧС России в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, представленных учреждением в соответствии с пунктами 3.1 — 3.5 настоящих Правил, рассматривает их, проверяет полноту и достоверность содержащихся в них сведений и уведомляет учреждение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении в случаях:

несоответствия представленных учреждением документов требованиям, предусмотренным пунктами 3.1 — 3.5 настоящих Правил;

непредставления (представления не в полном объеме) учреждением указанных в пунктах 3.1 — 3.5 настоящих Правил документов или недостоверности содержащихся в них сведений.

Объем целевой субсидии определяется:

3.1. Для целевых субсидий, указанных в пункте 2.1 настоящих Правил: количеством получателей субсидии на иные цели (чел.) и размером выплаты.

3.2. Для целевых субсидий, указанных в пункте 2.2 настоящих Правил:

планом распределения субсидии на иные цели, утвержденным заместителем Министра, осуществляющим координацию и контроль деятельности, с приложением обосновывающих документов и материалов (предмет закупок, объем закупок, коммерческие предложения).

3.3. Для целевых субсидий, указанных в пункте 2.3 настоящих Правил:

Комплексным планом основных мероприятий МЧС России, планами основных мероприятий учреждений с приложением перечня мероприятий и указанием затрат (расходов) на их проведение.

3.4. Для целевых субсидий, указанных в пункте 2.4 настоящих Правил:

предоставляемыми учреждением сметными расчетами либо документами, подтверждающими фактически произведенные расходы.

3.5. Для целевых субсидий, указанных в пункте 2.5 настоящих Правил:

предоставляемыми учреждением или ликвидационной комиссией обосновывающими документами и материалами.».

3. Пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. В целях предоставления целевой субсидии между МЧС России и учреждениями заключается соглашение в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации.».

4. В пункте 8 после слов «регистрационный N 42584)» букву «и» заменить на «,», а после слов «регистрационный N 49324)» добавить слова «, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2018 г. N 179н «О внесении изменения в Порядок составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. N 117н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2018 г., регистрационный N 52128), приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2019 г. N 95н «О внесении изменения в приложение N 10 к Порядку составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. N 117н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный N 55131)».

5. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Контроль за соблюдением учреждениями условий, целей и порядка предоставления целевых субсидий осуществляется МЧС России, а также органами государственного финансового контроля.

В случае установления по итогам проверок, проведенных МЧС России, а также органами государственного финансового контроля фактов нарушения целей и условий предоставления целевой субсидии соответствующие средства подлежат возврату в федеральный бюджет:

на основании требований МЧС России — в течение 30 календарных дней со дня получения требования;

на основании представления и (или) предписания соответствующего органа государственного финансового контроля — в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.».

Читать  Увольнение по соглашению сторон без выплаты компенсации

Удерживаются ли налоги с выходного пособия

Дата публикации 16.06.2016

С сотрудником заключено соглашение о расторжении трудового договора. Согласно коллективному договору во всех случаях увольнения работников (кроме увольнения по инициативе работодателя) им дополнительно (помимо случаев, оговоренных в ТК РФ) выплачивается выходное пособие в размере двух окладов. Нужно ли облагать данную выплату НДФЛ и взносами? И можно ли учесть ее в расходах по налогу на прибыль и при УСН?

В определенных случаях работодатель обязан выплатить увольняемому сотруднику выходное пособие в силу норм ТК РФ. В частности, такая обязанность возникает, если сотрудник увольняется по причине (ч. 1 ст. 178 ТК РФ):

  • ликвидации организации;
  • сокращения численности или штата работников.

При увольнении по соглашению сторон выходное пособие по ТК РФ работнику не положено. Однако работодатель вправе предусмотреть в трудовом и (или) коллективном договоре иные (не перечисленные в ТК РФ) случаи выплаты выходного пособия, в том числе в повышенном размере (ч. 4 ст. 178 ТК РФ).

Соответственно, организация вправе по своему усмотрению произвести данную выплату, даже если основанием увольнения является соглашение сторон (ст. 78 ТК РФ).

Порядок налогообложения и обложения взносами следующий.

Налог на прибыль

Начисления увольняемым сотрудникам учитываются в расходах на оплату труда. При этом к подобным начислениям относятся, в частности, выходные пособия, которые предусмотрены соглашениями о расторжении трудового договора (п. 9 ч. 2 ст. 255 НК РФ).

Таким образом, выходное пособие в представленной ситуации уменьшает налогооблагаемую прибыль (п. 2 письма Минфина России от 12.02.2016 № 03-04-06/7530).

При применении УСН с объектом «доходы минус расходы» затраты на оплату труда учитываются в таком же порядке, как и при расчете налога на прибыль (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Следовательно, когда выплата выходного пособия в случае увольнения по соглашению сторон закреплена в локальном акте работодателя (например, в коллективном договоре), она включается в состав расходов при УСН.

НДФЛ и страховые взносы

Предусмотренные законодательством РФ компенсации, связанные с увольнением работников (кроме компенсации за неиспользованный отпуск), НДФЛ и взносами не облагаются (п. 1 ст. 217 НК РФ, пп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Минфин России поясняет, что НДФЛ с данных выплат не удерживается независимо от основания увольнения (п. 1 письма Минфина России от 12.02.2016 № 03-04-06/7530).

Аналогичной позиции в отношении страховых взносов придерживается Минтруд России (письма от 27.10.2015 № 17-4/В-526, от 24.09.2014 № 17-3/В-449).

Однако необходимо учитывать, что не облагается НДФЛ и взносами не любая сумма выходного пособия, а та часть, которая меньше либо равна трехкратному размеру среднего месячного заработка (шестикратного – для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей). Соответственно, если пособие назначено в большем размере, то сумма превышения включается в базу по НДФЛ и взносам в общем порядке (п. 1 ст. 217 НК РФ, пп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Облагается ли НДФЛ выходное пособие при увольнении?

  • Удерживается ли НДФЛ с выходного пособия
  • Как облагаются НДФЛ выплаты выходных пособий, не указанные в ТК РФ
  • Надо ли удерживать НДФЛ с выходного пособия фиксированной суммой
  • Итоги

Выходное пособие при увольнении сотрудника: НДФЛ и страховые взносы

Назначить выходное пособие работнику можно даже в случае его увольнения по соглашению сторон. Примечательно, что такая выплата НДФЛ и страховыми взносами не облагается.

При расторжении трудового договора по некоторым основаниям работник имеет право на выходное пособие в силу закона. Эти компенсации предусматривает статья 178 Трудового кодекса РФ. А именно, выходное пособие работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата, полагается в размере среднего месячного заработка. В ряде других прямо поименованных случаях выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка – например, при отказе работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.

Примечательно, что статья 178 Трудового кодекса РФ допускает назначение выходных пособий в других случаях, а также в повышенном размере. Соответствующие условия должны быть оговорены в трудовом договоре либо в коллективном договоре.

Правда, для отдельных категорий работников размер выходного пособия законодательно ограничен. К ним относятся руководители и главные бухгалтеры компаний. При прекращении трудовых договоров с этими работниками по любым основаниям совокупный размер выплачиваемых выходных пособий, компенсаций и иных выплат в любой форме не может превышать их трехкратный средний месячный заработок (ст. 349.3 ТК РФ).

Весьма популярным основанием увольнения является расторжение трудового договора по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77, ст. 78 ТК РФ). Возможна ли выплата выходного пособия в этой ситуации?

Выплаты, производимые на основании соглашений о расторжении трудового договора, могут выполнять как функцию выходного пособия (заработка, сохраняемого на относительно небольшой период времени до трудоустройства работника), так и по существу выступать платой за согласие работника на отказ от трудового договора (определение Верховного суда РФ от 23.09.2016 № 305-КГ16-5939).

Сразу укажем, что выплата выходного пособия по такому основанию руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам прямо запрещена статьей 349.3 Трудового кодекса РФ. В ней специально оговорено: соглашения о расторжении трудовых договоров в соответствии со статьей 78 Трудового кодекса РФ с работниками этих категорий не могут содержать условия о выплате выходного пособия.

Кроме того, необходимо принять во внимание разъяснение Верховного Суда РФ (определение от 06.12.2013 № 5-КГ13-125): выплата выходного пособия не может предусматриваться в случае увольнения работника по инициативе работодателя.

В иных случаях препятствий для назначения выходного пособия не имеется. Задача бухгалтера – учесть эту выплату согласно правилам Налогового кодекса РФ. Но если выходное пособие предусмотрено трудовым или коллективным договором в связи с увольнением по соглашению сторон, то оно на общих основаниях признается компенсацией, установленной действующим законодательством Российской Федерации. А правила исчисления налогов и взносов по компенсациям хорошо известны. Увы, практика споров с контролирующими органами свидетельствует о необходимости официальных разъяснений.

Являясь компенсацией, связанной с увольнением работников, выходное пособие не облагается НДФЛ на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ. Но с учетом ограничения совокупного размера выплат, установленного абзацем 8 названного подпункта. В случае увольнения по соглашению сторон освобождаются от налогообложения суммы выходного пособия, не превышающие трехкратный размер среднего месячного заработка. Для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, этот предел составляет шестикратный размер среднего месячного заработка.

Данная правовая позиция разъяснена территориальным налоговым органам письмом ФНС России от 29.06.2017 № СА-4-7/[email protected] (п. 9).

Начисляются ли НДФЛ и страховые взносы на выходное пособие при увольнении работника по соглашению сторон?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Согласно разъяснениям Минфина России и ФНС России (в отношении НДФЛ), Минтруда России и ФСС России (в отношении страховых взносов) выплаты (выходное пособие, компенсация), производимые при увольнении работников по соглашению сторон трудового договора, не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами в размере, не превышающем в целом трехкратный (шестикратный — для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) размер среднего месячного заработка, независимо от занимаемой должности.

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДФЛ, поименованы в ст. 217 НК РФ.

Так, в соответствии с абзацем 8 п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с увольнением работников. Исключением являются суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно разъяснениям Минфина России выплаты, производимые в том числе при увольнении сотруднику организации на основании соглашения о расторжении трудового договора, являющегося неотъемлемой частью трудового договора, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в сумме, не превышающей в целом трехкратный (шестикратный) размер среднего месячного заработка.

Суммы выплат, превышающие трехкратный размер (шестикратный размер) среднего месячного заработка, подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (письма Минфина России от 22.05.2015 N 03-04-05/29453, от 30.04.2015 N 03-04-06/25289, от 03.03.2015 N 03-04-6/11084, от 19.06.2014 N 03-03-06/2/29308, от 25.10.2013 N 03-04-06/45121, от 09.04.2013 N 03-04-05/6-360).

При этом положения п. 3 ст. 217 НК РФ применяются в отношении доходов любых сотрудников организации независимо от занимаемой должности, а также независимо от основания, по которому производится увольнение (письма Минфина России от 06.04.2016 N 03-04-05/19656, от 21.03.2016 N 03-04-06/15454, от 24.02.2016 N 03-04-06/10119, от 12.02.2016 N 03-04-06/7535, от 12.02.2016 N 03-04-06/7530, от 20.01.2016 N 03-04-05/1627, от 06.10.2015 N 03-04-06/56952, от 11.09.2015 N 03-04-06/52516, от 20.05.2015 N 03-04-06/28905, от 13.02.2015 N 03-04-06/6531, от 17.12.2014 N 03-04-06/65117, от 10.12.2014 N 03-04-05/63408, от 03.12.2014 N 03-04-05/61759, от 08.10.2014 N 03-04-06/50575).

Причем письмом ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-3/ [email protected] вышеуказанная позиция, согласованная с Минфином России, доведена до территориальных налоговых органов (письма ФНС России от 13.11.2015 N БС-4-11/ [email protected] , от 16.11.2012 N ЕД-3-3/ [email protected] , от 03.10.2012 N ЕД-4-3/ [email protected] , от 02.10.2012 N ЕД-4-3/ [email protected] ). Отметим, что на основании пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, в которых выражена позиция Минфина России, в целях обеспечения единообразного применения налоговыми органами законодательства РФ о налогах и сборах, на что отдельно обращает внимание налоговая служба (смотрите, например, письма ФНС России от 01.10.2015 N БС-4-11/ [email protected] , от 16.08.2013 N АС-18-11/904).

Таким образом, с учетом устойчивого мнения Минфина России о том, что выплаты (выходное пособие, компенсация) при увольнении работника по соглашению сторон трудового договора не подлежат обложению НДФЛ, полагаем, что в рассматриваемой ситуации организация может не начислять НДФЛ, если суммы таких выплат не превысят трехкратный размер среднего месячного заработка увольняемого работника. При этом в норме речь идет не о трех окладах, а о трехкратном размере среднего месячного заработка.

С 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательные пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, регулируются главой 34 НК РФ «Страховые взносы».

Правила исчисления и уплаты страховых взносов, установленные главой 34 НК РФ, не распространяются на порядок исчисления и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот вид обязательного страхования по-прежнему регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ.

Читать  Акции перед выплатой дивидендов растут или падают

Подпункт 2 п. 1 ст. 422 НК РФ содержит перечень компенсационных выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами. Для освобождения от обложения взносами в отношении компенсаций должны выполняться следующие условия:

1) выплаты должны быть установлены законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления;

2) выплаты должны носить компенсационный характер;

3) выплаты должны производиться в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ;

4) выплаты должны быть связаны с одним из указанных в пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ оснований, в частности с увольнением работников, за исключением суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Аналогичную норму содержит пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Следовательно, выплаты в виде выходного пособия при увольнении работника не подлежат обложению страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, независимо от основания, по которому производится увольнение (п. 1 приложения к письму ФСС России от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250).

В письме Минфина России от 16.11.2016 N 03-04-12/67082 отмечается, что перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат в связи с изменениями законодательства с 1 января 2017 года не изменяется. Поэтому, по мнению Минфина России, по вопросу исчисления и уплаты страховых взносов следует руководствоваться ранее данными разъяснениями Минтруда России по соответствующему вопросу.

Так, в письме Минтруда России от 11.03.2016 N 17-3/В-98 сообщено, что единовременное пособие при увольнении работникам, уходящим на пенсию, выплачиваемое в фиксированном размере либо в зависимости от стажа работы являющееся компенсационной выплатой, связанной с увольнением, освобождается от обложения страховыми взносами в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Суммы вышеуказанного пособия, превышающие, соответственно, трехкратный и шестикратный размеры среднего месячного заработка, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Случаи, когда требуется выплата выходного пособия

Остановимся подробнее на случаях выплаты выходного пособия увольняемым сотрудникам. Как мы указали выше, выходное пособие может быть выплачено работнику в силу обязанности работодателя, установленной нормами ТК РФ, а также в силу обязанности работодателя по выплате выходного пособия, установленной условиями соглашения о расторжении трудового договора, заключенного между работником и работодателем.

Так согласно ст.178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п.1 ч.1 ст.83 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с:

  • отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы (п.8 ч.1 ст.77 ТК РФ);
  • призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п.1 ч.1 ст.83 ТК РФ);
  • восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п.2 ч.1ст.83 ТК РФ);
  • отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (п.9 ч.1 ст.77 ТК РФ);
  • признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением (п.5 ч.1 ст.83 ТК РФ);
  • отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ).

Особые гарантии установлены Трудовым кодексом РФ для руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера. Указанным лицам в случае увольнения в связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить компенсацию в размере не ниже трехкратного среднего месячного заработка работника.

При этом Трудовой кодекс РФ указывает на то, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий. А именно денежная компенсация может предусматриваться соглашением о расторжении договора с сотрудником.

Далее ответим на вопрос: выходное пособие облагается ли НДФЛ при увольнении?

НДФЛ с выходного пособия при увольнении

Суммы оплаты труда, а также компенсация за неотгулянный отпуск облагаются НДФЛ в полном объеме. При этом не важно, какова была причина окончания работы сотрудника в данной организации.

Выходное пособие, выплачиваемое работодателем увольняемому, поименовано в статье 217 НК РФ как необлагаемая НДФЛ выплата. При этом сумма этой компенсационной выплаты и начислений, сохраняемых на время поиска новой работы, не должна быть выше трехкратной зарплаты за месяц (шестикратного размера для тех сотрудников, которые увольняются из компаний, расположенных в местностях Крайнего Севера). Если сумма выплат превысит этот размер, то в сумме превышения выходное пособие облагается НДФЛ. Его необходимо исчислить и уплатить в бюджет.

Перечислить налог в бюджет необходимо не позднее следующего рабочего дня после выплаты окончательного расчета (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Обложение выплат при сокращении штата НДФЛ и страховыми взносами

Сокращение численности или штата работников организации является одним из оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя (п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ).
При расторжении трудового договора по этому основанию от работодателя требуется соблюдение процедуры, предусмотренной трудовым законодательством. Невыполнение работодателем хотя бы одного из установленных законом мероприятий при увольнении работников, предусмотренных ст. 84.1 ТК РФ, может являться основанием для признания судом увольнения незаконным и повлечь за собой восстановление сотрудника на работе.

В день увольнения работодатель обязан выплатить сокращенному работнику все суммы, причитающиеся ему от работодателя (ст. 84.1, ст. 140 ТК РФ):

1. Заработную плату за время, фактически отработанное в месяце увольнения.

2. Компенсацию за все неиспользованные отпуска (если таковые имеются). Так, ст. 127 ТК РФ предусмотрено, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Это правило действует независимо от оснований прекращения трудового договора. Заметим, что при увольнении работника в связи с сокращением штата до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, удержание за неотработанные дни отпуска не производится (часть вторая ст. 137 ТК РФ).

3. Выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Из части первой и части второй ст. 178 ТК РФ следует, что работнику выплачивается:

  • в день увольнения — выходное пособие в размере среднего заработка;
  • если в течение второго месяца с момента увольнения работник не трудоустроится — средний заработок за этот месяц;
  • если в двухнедельный срок с момента увольнения работник обратился в орган службы занятости населения и не был им трудоустроен в течение трех месяцев с даты увольнения, то в исключительных случаях по решению органа занятости работнику выплачивается средний заработок за этот третий месяц.

4. Дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, в случае, если трудовой договор расторгается с письменного согласия сотрудника до истечения двухмесячного срока предупреждения о сокращении штата. Дело в том, что по общему правилу, закрепленному в части второй ст. 180 ТК РФ, о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работник должен быть предупрежден работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. В предупреждении следует указать конкретную дату увольнения. При этом в силу части третьей ст. 180 ТК РФ работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй этой же статьи ТК РФ, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 208 НК РФ определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в РФ.

Таким образом, заработная плата за время, фактически отработанное в месяце увольнения, является доходом сотрудника, подлежащим обложению НДФЛ по ставке в размере 13% (ст. 224 НК РФ).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц. Напомним, что согласно п. 2 ст. 226 НК РФ организация, от которой или в результате отношений с которой налогоплательщик получил доходы, обязана исчислить, удержать у него и уплатить сумму налога.

Что касается компенсационных выплат, полагающихся сотруднику при сокращении штата, то в соответствии с п. 3 ст. 217 не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работника.

Мнение контролирующих органов по вопросу исчисления НДФЛ при сокращении штата выражено в письмах Минфина России от 17.02.2006 N 03-05-01-03/18 и от 09.02.2006 N 03-05-01-04/22, УФНС России по г. Москве от 18.06.2009 N 20-14/3/061778, от 21.08.2006 N 28-10/73963, от 29.08.2005 N 28-11/61080.

В них, в частности, указывается, что не облагаются НДФЛ компенсационные выплаты, связанные с увольнением работника, выплачиваемые в соответствии со ст. 178 ТК РФ, а именно:

  • выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
  • средний месячный заработок на период трудоустройства.

Здесь обращаем внимание на то, что трудовым договором или коллективным договором могут устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

В соответствии со ст. 255 НК РФ выходное пособие, выплачиваемое увольняемым работникам сверх норм, установленных ст. 178 ТК РФ, относится к начислениям работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика, а следовательно, уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Однако, если работнику при увольнении в связи с сокращением штата осуществляется выплата выходного пособия в повышенных размерах, то сумма выходного пособия, которая превышает размеры, установленные ст. 178 ТК РФ, подлежит обложению НДФЛ (смотрите письма Минфина России от 14.09.2009 и от 15.12.2008 N 03-03-06/2/168, от 26.09.2008 N 03-03-06/1/546).

Читать  Выплаты за неиспользованные больничные

По поводу дополнительной компенсация, выплаченной работнику в размере среднего заработка пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, Минфин России высказался в письме от 11.03.2009 N 03-04-06-01/54. Где сообщил, что данная выплата также подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ.

Что касается компенсации за неиспользованные отпуска, то данный вид компенсации исключен из перечня необлагаемых компенсационных выплат, связанных с увольнением работников (абзац шестой п. 3 ст. 217 НК РФ). Следовательно, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, выплаченная работнику, подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке (письма УФНС России по г. Москве от 07.05.2008 N 28-10/044275, ФНС России от 13.03.2006 N 04-1-03/133).

Удерживаются ли налоги с выходного пособия

Удерживается ли НДФЛ с сумм выходных пособий, полагающихся работнику при увольнении?

Согласно п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ освобождаются от обложения НДФЛ компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, связанные с увольнением работников.

Исключение составляют выплаты:

а) компенсации за неиспользованный отпуск;

б) в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом 3-х кратный размер среднего месячного заработка или 6-ти кратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Вышеуказанные положения п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ применяются независимо:

а) от занимаемой должности работников организации;

б) а также от основания увольнения работника.

Так, работодатель может осуществить выплаты увольняемому работнику, например:

а) в соответствии с ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ). В таком случае увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Кроме того, в случае расторжения трудового договора по основаниям, указанным в ч. 3 ст. 178 Трудового кодекса РФ, выходное пособие выплачивается работникам в размере двухнедельного среднего заработка;

б) в соответствии со ст. 180 Трудового кодекса РФ, согласно которой работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения 2-х месячного срока, установленного для направления работнику предупреждения о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников. В таком случае работодатель обязан выплатить работнику дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении;

в) при увольнении работника по соглашению сторон на основании п. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.

Во всех вышеперечисленных случаях на основании п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ вышеуказанные выплаты освобождаются от обложения НДФЛ в случае, если они осуществлены в сумме, не превышающей в целом 3-х кратный размер среднего месячного заработка (6-ти кратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Суммы превышения 3-х кратного размера (6-ти кратного размера) среднего месячного заработка подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке.

Удерживается ли подоходный налог с выходного пособия?

Удерживается ли ПН с выходного пособия? Отражается ли оно в 2 НДФЛ?

Удерживаются ли налоги с выходного пособия

Удерживается ли НДФЛ с дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, при ликвидации организации?
И начисляются ли страховые взносы на дополнительную компенсацию?

Суммы превышения трехкратного размера (шестикратного размера) среднего месячного заработка включаются в налоговую базу по НДФЛ в установленном порядке.

Дополнительная компенсация в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, не подлежит обложению страховыми взносами.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью первой ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Согласно ст. 180 ТК РФ работодатель, в том числе в случае ликвидации организации с письменного согласия работника, имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Закрытый перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в ст. 217 НК РФ.

Так, п. 3 ст. 217 НК РФ определяет, что не облагаются НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников.

Исключение составляют, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

На основании данной нормы работники финансового ведомства приходят к выводу, что любые выплаты, производимые физическим лицам при их увольнении, освобождаются от обложения НДФЛ в общей сумме, не превышающей в целом трехкратный (шестикратный) размер среднего месячного заработка.

К указанным выплатам относится и дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, выплачиваемая в соответствии со ст. 180 ТК РФ.

Такие выплаты освобождаются от обложения НДФЛ в общей сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Суммы превышения трехкратного размера (шестикратного размера) среднего месячного заработка включаются в налоговую базу по НДФЛ в установленном порядке.

Данная точка зрения нашла отражение, например, в письмах Минфина России от 08.07.2013 N 03-04-05/26273, от 06.03.2013 N 03-04-06/6723.

Часть 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) устанавливает, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, а также гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Так, пп. «д» п. 2 части 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ предусматривает, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск).

Учитывая изложенное, дополнительная компенсация в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, не подлежит обложению страховыми взносами. Аналогичное мнение изложено в письме Минздравсоцразвития России от 07.05.2010 N 1145-19.

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Удерживаются ли налоги с выходного пособия

Н. Салиева, главный бухгалтер

КАКИМИ НАЛОГАМИ БУДЕТ ОБЛАГАТЬСЯ ВЫПЛАТА В РАЗМЕРЕ ОКЛАДА, ПРИ РАСТОРЖЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО СОГЛАШЕНИЮ СТОРОН?

Сотрудника уведомляют за месяц вперед о расторжении трудового договора с ним, и в качестве компенсации выплачивают ему сумму в размере оклада -415 000 тенге. Сотрудник дает письменное согласие. Какими налогами облагается эта сумма? Предприятие не закрылось, штат не сократился, трудовой договор расторгнут по соглашению сторон.

Положения НПА. В соответствии со статьей 157 Трудового кодекса работодатель производит компенсационные выплаты в связи с потерей работы (выходное пособие) в размере средней заработной платы за месяц в следующих случаях:

1) при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае ликвидации работодателя — юридического лица либо прекращения деятельности работодателя — физического лица;

2) при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников.

Работодателем производится компенсационная выплата работнику в связи с потерей работы в размере средней заработной платы за три месяца при расторжении трудового договора по инициативе работника в случае сообщения работодателем недостоверной информации об условиях труда при заключении трудового договора либо нарушения работодателем трудового законодательства РК, условий трудового, коллективного договоров.

С сумм компенсаций в связи с потерей работы должен удерживаться только ИПН. Не удерживаются ОПВ ( пункт 5-1 Правил исчисления, удержания (начисления) и перечисления ОПВ в НПФ), не исчисляется СН ( подпункт 4 пункт 2 статья 357 Налогового кодекса), не исчисляются СО ( пункт 8 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений).

Кроме того, при прекращении трудового договора работнику, который не использовал или использовал не полностью оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск (ежегодные трудовые отпуска), производится компенсационная выплата за неиспользованные им дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска ( статья 110 Трудового кодекса). Право на получение компенсации за неиспользованный отпуск не зависит от причины увольнения работника и срока отработанного периода.

С сумм компенсаций за неиспользованный трудовой отпуск должен удерживаться только ИПН. Не удерживаются ОПВ ( пункт 5-1 Правил исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов в НПФ), не исчисляется СН ( подпункт 5 пункт 2 статья 357 Налогового кодекса), не исчисляются СО ( пункт 8 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений).

Согласно пункту 8 статьи 126 Трудового кодекса условия оплаты труда, определенные трудовым, коллективным договорами, соглашениями, актами работодателя, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами РК. То есть трудовые, коллективные договора, соглашения могут улучшать правовое, материальное положение работника по сравнению с положением, предусмотренным в Трудовом кодексе и других НПА, регулирующими законодательство о труде. Именно поэтому, в тексты трудовых, коллективных договоров или соглашений, зачастую включаются нормы, усиливающие защищенность увольняемых работников.

Но все дополнительные выплаты при увольнении, не предусмотренные законодательством, рассматриваются как доход работника ( статья 163 Налогового кодекса) и облагаются всеми налогами и обязательными платежами в бюджет.

Вывод. Таким образом, в вашем случае, дополнительные выплаты при увольнении, предусмотренные трудовым договором и не предусмотренные законодательством о труде, в целях налогообложения будут рассматриваться не как компенсационные выплаты, а как доход работника, с которого будет удержан ИПН, ОПВ и исчислен СН и СО.

Если работнику положена компенсация за неиспользованный трудовой отпуск, то удерживаете только ИПН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *