Изменилось получение детских пособий

Без привязки к прописке: в России упростили правила получения детских пособий

В воскресенье, 12 мая, в России вступили в силу поправки, упрощающие порядок оформления пособий на первого и второго ребёнка. Соответствующий закон президент РФ Владимир Путин подписал в начале месяца. Изменения вносятся в федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Теперь россияне могут обратиться с заявлением о назначении выплат не только по месту жительства (прописки), но и по месту фактического проживания или пребывания на территории Российской Федерации.

При этом получающие ежемесячные выплаты граждане должны будут извещать региональные органы соцзащиты или Пенсионного фонда об изменении своей прописки, места пребывания или фактического проживания. Также данные о назначении ежемесячных выплат за первого ребёнка теперь будут размещаться в Единой государственной информационной системе соцобеспечения.

Напомним, что пособие на первого и второго ребёнка выплачивается, если они рождены или усыновлены после 1 января 2018 года, являются гражданами России, а размер среднедушевого дохода семьи не превышает полутора прожиточных минимумов (для конкретного региона). При этом в февральском послании Федеральному собранию президент предложил повысить эту планку до двух прожиточных минимумов.

«Это позволит практически в полтора раза увеличить число семей, которые получают права на дополнительные выплаты. Помощью государства смогут воспользоваться порядка 70% семей, где рождаются первые и вторые дети», — отметил Путин.

По словам главы комитета Совета Федерации по социальной политике Валерия Рязанского, вступившие в силу поправки не меняют порядок оформления и начисления пособий, но вводят «принцип экстерриториальности» для получения выплат.

«Это ноу-хау существенно облегчит жизнь многим россиянам. Наши сограждане перемещаются по стране, и привязывать процедуры оформления пособий к месту постоянной регистрации — значит создавать проблемы», — цитирует сенатора ФБА «Экономика сегодня».

Он отметил, что законодательство подстраивается под нормы современной жизни. В данном случае новые поправки гарантируют, что никто не будет лишён соцподдержки из-за того, что проживает вдали от места прописки — «понятия, по сути, атавистического», подчеркнул Рязанский.

«Право на помощь от государства, образно говоря, должно двигаться вслед за россиянином, куда бы он в пределах России ни перемещался», — добавил сенатор.

В свою очередь, глава Национального родительского комитета Ирина Волынец позитивно отозвалась о законодательном нововведении, однако отметила, что в настоящий момент прописка серьёзно ограничивает возможности россиян и в ряде других сфер, а не только в вопросах соцвыплат.

«Однозначно это очень полезное нововведение. Данная мера является важной, но есть и другие принципиальные вопросы. Например, очень часто для того, чтобы ребёнок пошёл в детский сад или школу, требуют прописку. И это сильно нарушает распорядок жизни семьи. Люди не могут получать все те льготы, которые им положены. То есть идёт большая зависимость от постоянного места жительства, и этот институт прописки очень часто мешает людям. Многодетная семья, находясь в другом регионе, теряет право на все преференции», — сказала она.

Собеседница RT подчеркнула, что никакие социальные льготы и пособия не должны быть привязаны к месту прописки, а упрощение порядка получения материальной помощи должно стать лишь «одним из кирпичиков того здания по поддержке семей», которое сейчас возводится.

По словам проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, упрощение порядка получения детских пособий является важным шагом, поскольку россияне довольно часто переезжают (или были бы не прочь переехать) в поисках лучшей работы и зарплаты. Однако очень часто от такого шага их удерживают социальные льготы, привязанные к месту постоянной регистрации. Если же они решаются переехать, то лишаются должной социальной поддержки.

В беседе с «Российской газетой» эксперт также выразил мнение, что стране пойдут на пользу дальнейшие изменения, включающие унификацию социальной защиты и внедрение единых социальных стандартов поддержки семьи и детей.

Порядок бухгалтерского и налогового учета благотворительной помощи

По письменной просьбе некоммерческой организации ей оказана благотворительная помощь — коммерческой организацией передано дозиметрическое оборудование (собственного производства), общая стоимость которого — 6000 рублей. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета в данной ситуации у коммерческой организации (общий режим налогообложения)?

В соответствии с Федеральным законом РФ от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

При этом благотворительная помощь оказывается только на цели, перечисленные в Законе N 135-ФЗ, и только физическим лицам либо некоммерческим организациям (п. 2 ст. 2 Закона N 135-ФЗ), которые могут создаваться, в частности, в форме общественных или религиозных организаций (объединений), для достижения социальных, благотворительных, культурных, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ)).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 135-ФЗ благотворительная деятельность осуществляется, в частности, в целях:

  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта.

Таким образом, на наш взгляд, собственную продукцию, которую организация передает Центру искусства физической культуры детей инвалидов, следует рассматривать как благотворительную помощь.

К договору об оказании благотворительной помощи наиболее близок договор дарения, в частности такая его разновидность, как пожертвование.

Правила оформления этих видов договоров установлены в главе 32 ГК РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

В соответствии со ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

Обратите внимание: учитывая, что в рассматриваемой ситуации дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей, договор дарения, по которому перечисляются денежные средства, должен быть заключен в письменной форме, иначе он будет считаться ничтожным (п. 2 ст. 574 ГК РФ).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 и п. 1 ст. 39 НК РФ в целях исчисления НДС передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) и является объектом налогообложения.

Налоговая база при безвозмездной передаче определяется исходя из рыночных цен в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ.

Подпункт 3 п. 3 ст. 39 НК РФ предусматривает, что не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, безвозмездная передача готовой продукции (дозиметрического оборудования) некоммерческой организации не облагается НДС (отсутствует объект налогообложения), но только в том случае, если такая продукция передается на реализацию уставных целей некоммерческой организации.

Кроме того, при безвозмездной передаче нужно иметь в виду, что ст. 149 НК РФ определены операции, которые на территории РФ не подлежат обложению НДС. Так в соответствии с пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом N 135-ФЗ, за исключением подакцизных товаров.

Однако для применения освобождения от обложения НДС должны быть соблюдены определенные требования:

1. Передача имущества в рамках благотворительности должна осуществляться строго в целях, поименованных в п. 2 ст. 2 Закона N 135-ФЗ (письма МНС РФ от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15, УФНС РФ по Московской области от 14.09.2006 N 21-22-И/1096).

2. У организации имеются документы, свидетельствующие о правомерности применения льготы (письмо УФНС РФ по г. Москве от 02.08.2005 N 19-11/55153). По мнению налоговых органов, необходимо наличие:

  • договоров (контрактов) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания благотворительной деятельности;
  • копий документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • актов и других документов, свидетельствующих о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).
Читать  Кто имеет право на получение выплаты

В то же время арбитражные суды отмечают, что для подтверждения факта получения средств в рамках благотворительной помощи достаточно письма от получателя с просьбой перечислить деньги на определенные цели и платежного поручения о перечислении благотворителем средств (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.11.2005 N А56-11300/2005).

Таким образом, даже в том случае, если безвозмездная передача готовой продукции некоммерческой организации будет признана объектом налогообложения (например передача не в уставных целях), в случае благотворительного характера такой передачи применяется льгота, предусмотренная пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, и обязанности исчислять НДС не возникает.

Здесь считаем необходимым напомнить, что согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие операции, предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от такого освобождения. Соответствующее заявление об отказе должно быть представлено в налоговый орган в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

В рассматриваемом случае заявление для отказа от освобождения по пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ следовало представить в налоговый орган не позднее 1 июля 2010 года. Если такого заявления организация в налоговый орган в указанные сроки не предоставила, то при оказании благотворительной помощи в III квартале 2010 года (в случае, если безвозмездная передача готовой продукции некоммерческой организации будет признана объектом обложения по НДС) организации следует иметь в виду, что у нее возникает необходимость ведения раздельного учета по НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ). Напомним также, что при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не принимаются (письмо Минфина России от 03.08.2009 N 03-07-07/60).

Итак, полагаем, что в рассматриваемой ситуации начислять НДС на стоимость переданной центру искусства физической культуры детей инвалидов готовой продукции не нужно.

Однако следует иметь в виду, что при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). При реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Следует также учитывать, что при передаче собственной продукции в рамках оказания благотворительной помощи может встать вопрос о необходимости восстановления сумм НДС, ранее принятых к вычету по товарам (работам, услугам), использованным для изготовления данной продукции. Подробнее данную проблему Вы можете изучить, ознакомившись с ответом службы правового консалтинга на вопрос: Производственная организация (общий режим налогообложения, ПБУ 18/02 не применяется), оказала благотворительную помощь храму готовой продукцией (изделия из гранита) на сумму в размере 77 000 рублей. Материалы для изготовления продукции списываются со склада по средней фактической стоимости, в связи с чем в целях восстановления НДС достаточно сложно определить, к каким поставкам относится указанный материал. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете благотворительную помощь? Надо ли выделять НДС, как его восстановить? Какими документами оформить отгрузку?

Благотворительный фонд и налог на прибыль

Для целей налога на прибыль (далее — НП) и налога по УСН налогообложение благотворительных взносов, которые поступают в БФ, происходит согласно подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 251 и подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ: доходами не признаются целевое финансирование и целевые поступления. Целевые средства могут быть переданы из бюджета, государственными, муниципальными учреждениями, внебюджетными фондами, физическими и юридическими лицами, из прочих источников, перечисленных в НК.

Для отрицательного ответа на вопрос, облагается ли налогом благотворительная помощь, полученная БФ, должны быть соблюдены следующие условия:

  • использование безвозмездно полученных средств по назначению и в указанный срок;
  • использование указанных средств на ведение деятельности по уставу или содержание БФ;
  • ведение раздельного учета доходов и соответствующих расходов в рамках целевых поступлений.

Если какое-либо условие не соблюдается, то такие поступления включаются в налогооблагаемую базу. Важно подробно прописать в уставе цели БФ, какую деятельность он может вести и какие расходы будет при этом иметь.

ВНИМАНИЕ! НП платится только при ведении предпринимательства. Однако если БФ не занимается бизнесом, то он всё равно должен сдавать нулевые декларации.

К плательщикам НП относятся все российские организации (п. 1 ст. 246 НК РФ), в том числе и НКО. А все налогоплательщики обязаны представлять декларации (п. 1 ст. 289 НК РФ). Если НКО не платит НП, то она имеет право сдавать упрощенную форму декларации по итогам налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ).

Благотворительность: нужно ли платить налоги?

Материал для подписчиков издания «Новая бухгалтерия». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Кому помогать

Граждане могут рассчитывать на уменьшение НДФЛ в случае оказания ими безвозмездной помощи организациям, деятельность которых имеет социальную направленность. Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых им в виде пожертвований следующим организациям:

  • благотворительные организации;
  • социально ориентированные некоммерческие организации (на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством РФ о некоммерческих организациях);
  • некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
  • религиозные организации (на осуществление ими уставной деятельности);
  • некоммерческие организации (в вопросе формирования или пополнения целевого капитала согласно Федеральному закону от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»).

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ под организациями в этом случае понимаются все юридические лица, которые образованы в Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. Таким образом,если финансовая помощь была оказана филиалам и представительствам российских организаций, она не будет учитываться при получении социального налогового вычета. Также, если гражданин окажет финансовую помощь непосредственно физическому лицу, уменьшить свою налоговую базу он также не сможет.

Фискальное бремя

До 2005 года в России существовала практика, по которой средства, использованные на благотворительность, учитывались как расходы организации, что существенно снижало сумму налога на прибыль и давало маневр для появления «серых» схем. Сегодня компании-благотворители могут оказывать безвозмездную помощь только из средств чистой прибыли и не освобождаются от уплаты налога на прибыль. Эксперты отмечают, что потенциальные благотворители зачастую регистрируют благотворительные фонды не в России, а в странах с лояльным налоговым режимом и отсутствием административных издержек.

Благотворительная деятельность в России регулируется несколькими документами. Так, Конституция РФ провозглашает, что в стране «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Есть ряд специальных законов, такие как ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О меценатской деятельности», «О некоммерческих организациях», а ряд норм Гражданского кодекса определяет общие положения, например, ст. 582, поясняет Юлия Андреева, адвокат, соруководитель практики частных клиентов адвокатского бюро «S&K Вертикаль».

Льгота для благотворителя

В Налоговом кодексе содержатся нормы, регулирующие налогообложение благотворительной деятельности. По мнению Юлии Андреевой, налоговые льготы на благотворительность целесообразно разделить на три группы: налог на прибыль, НДС, благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ. Так, российское налоговое законодательство, по словам госпожи Андреевой, предписывает организациям-благотворителям оказывать помощь нуждающимся только из средств чистой прибыли. Они не освобождены от уплаты налога на прибыль из тех сумм, которые были направлены на благотворительность.

«Например, в силу ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы «в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей», а также «целевые отчисления, сделанные налогоплательщиком на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности»»,— рассказывает госпожа Андреева.— Министерство финансов РФ в своих письмах высказывало мнение, что расходы, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Однако статьей 284 Налогового кодекса РФ органам законодательной власти субъектов РФ дано право уменьшать ставки налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет (с 18 до 13,5%), для отдельных категорий налогоплательщиков».

Читать  В какие дни перечисляют путинское пособие

Эксперт поясняет, что в силу пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав в рамках благотворительной деятельности освобождена от обложения НДС. Главное условие — такая деятельность должна вестись в соответствии с ФЗ «О защите конкуренции», и не касаться подакцизных товаров.

Налоговое законодательство РФ также поддерживает физических лиц, решивших заняться благотворительной деятельностью. «Статьей 219 Налогового кодекса РФ предусматривается, что граждане, оказывающие благотворительную помощь, имеют право на социальный налоговый вычет в сумме, равной этой помощи,— комментирует госпожа Андреева.— Это означает, что налогоплательщику возвращают из бюджета часть уплаченного им за год налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то есть фактически 13% от суммы его расходов на благотворительность».

Наталья Иванова, учредитель и директор благотворительного фонда «Страна — детям», напоминает, что с 1 января 2019 года вступил в силу 426-ФЗ от 27.11.2018 «О внесении изменений в статьи 219 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который устанавливает льготы для физических и юридических лиц, оказывающих финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры. «Закон предусматривает для частных благотворителей увеличение размера социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) с 25 до 30% от суммы дохода граждан, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению,— делится данными Наталья Иванова.— Бизнес получил возможность включать в состав инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций расходы (до 100%) в виде пожертвований». По остальным сферам благотворительной деятельности коммерческих организаций, не связанным с объектами культуры, Налоговый кодекс РФ специальных льгот не предусматривает.

Станислав Бойко, директор по юридическим и налоговым вопросам Moore Stephens Moscow, считает, что для коммерческих предприятий не предоставлено каких-либо существенных налоговых льгот. «Взять, к примеру, НДС: при передаче имущества в благотворительную организацию у компании сразу же возникает обязанность восстанавливать НДС, поскольку данная операция освобождена от НДС. Соответственно, с одной стороны, передача в виде пожертвований освобождена от НДС, но с другой стороны — благотворитель обязан заплатить НДС,— поясняет господин Бойко.— По налогу на прибыль у нас нет никаких льгот. Наоборот, все расходы, связанные с безвозмездной передачей, нельзя учитывать для целей налога на прибыль. По мнению контролирующих органов, предоставление вычетов по расходам на благотворительность приводит к тому, что помощь будет оказана за счет бюджета. Такое мнение высказал Минфин России. Однако совсем не учитывают тот факт, что существенную часть жертвований (80/100) несет именно благотворитель. Налоговый кодекс не предусматривает какой-либо процент дохода, который компания могла бы перечислить без налоговых последствий».

Валерия Голянова, партнер компании «Бизнес Развитие», считает, что фискальные послабления для компаний-благотворителей стимулируют не социальную ответственность, а развитие схем ухода от налогов. «Такая налоговая «оптимизация» была распространена у нас до 2005 года, когда расходы на благотворительность вычитались для целей налога на прибыль. То есть, по сути, 20% пожертвований оплачивалось из кармана государства, что становилось поводом для использования их для целей вывода и обналичивания денежных средств,— сокрушается госпожа Голянова.— Аналогичная практика распространена и за рубежом. Яркий пример — скандалы с благотворительными фондами Сороса, используемыми как в рамках налоговых схем по снижению корпоративного налога, так и для целей вывода активов, с целью их защиты от притязаний».

Юлия Андреева вспоминает, что в 2014 году активно проверяли фактическую деятельность благотворительного фонда «Дом Роналда Макдоналда», так как, по мнению проверяющих органов, несмотря на заявленную благотворительность, основным видом деятельности компании было указано «прочее денежное посредничество», при этом благотворительность в перечне видов деятельности вообще не указана.

«Была еще одна нашумевшая история: волгоградский фонд «Наше будущее» по результатам проверки ФНС за период с 2013 по 2015 год был привлечен к ответственности в связи с неуплатой налогов. С 2013 по 2015 год фонд не предоставлял налоговые декларации: это объяснялось тем, что он якобы существовал за счет пожертвований и не вел никакой деятельности, требующей отчислений в бюджет,— рассказывает Юлия Андреева.— Оказалось, что в фонде весьма свободно трактовали налоговое законодательство. Организация, которая по документам занималась поддержкой детского музыкального творчества, фактически являлась довольно успешным бизнес-проектом. Фактически фонд представлял собой коммерческое предприятие: он получал от участников деньги, на которые проводил детские фестивали, и не занимался благотворительностью. Все средства перечислялись в рамках договоров, никаких взносов или спонсорской поддержки не предполагалось».

Наталья Иванова отмечает, что до 2005 года занимающиеся благотворительностью организации действительно получали определенную выгоду. «Средства, использованные на благотворительность, учитывались как расходы организации, что существенно снижало сумму налога на прибыль. Это и породило появление множества фиктивных некоммерческих организаций, которые под видом благотворительности прикрывали уход от налогов»,— поясняет она .

По словам Гиоргия Башинуридзе, юриста компании «Юристат», чаще всего злоупотребление налоговыми льготами происходит путем учреждения фиктивных благотворительных обществ. «А налоговые льготы и иные послабления, применяемые к ним вкупе со слабым контролем со стороны государственных органов, позволяют им не только укрывать имущество и деньги, но и активно переправлять их за границу под предлогом международной трансграничной благотворительной деятельности»,— констатирует господин Башинуридзе.

Павел Зюков, старший партнер, руководитель налоговой практики юридической компании Coleman Legal Services, говорит, что встречается построение налоговых схем с использованием фиктивных благотворительных фондов, в частности, в целях экономии на зарплатных налогах. «Например, коммерческая компания создает подконтрольную благотворительную организацию, в которую на основании гражданско-правовых договоров набираются сотрудники данной коммерческой организации в качестве волонтеров, которым выплачивается вся или часть заработной платы в виде необлагаемых НДФЛ и страховыми взносами выплат»,— рассказывает господин Зюков.

Стимул для добрых дел

По мнению директора по развитию благотворительного фонда «Дети наши» Натальи Петровой, пока российский бизнес с трудом «раскручивается» на системные проекты, с отложенным и не всегда легко оцифровываемым результатом. «Сейчас за счет благотворительности большинство российских компаний хочет решать собственные вопросы: усилить HR-бренд, повысить лояльность сотрудников к бренду, развить корпоративную культуру. И зачастую, что особенно грустно, бизнес видит в НКО не партнера, а исполнителя,— сетует госпожа Петрова. Например, к нам в фонд «Дети наши» как-то пришел запрос от компании: «Нам надо вывести 500 сотрудников на волонтерское мероприятие: заборы покрасить, деревья посадить. Завтра». По сути, это был запрос на организацию тимбилдинга с последующим пиаром. Однако никакого толчка для решения социальных проблем такое волонтерство не даст. Очень хочется, чтобы корпорации отчетливо понимали, что задача НКО — это решение конкретных социальных проблем, а не обслуживание бизнеса».

Юлия Андреева напоминает, что в России до конца 2019 года должна появиться обновленная Концепция развития благотворительности, которая разрабатывается по поручению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Проект документа готовится Минэкономразвития с участием НКО и широко обсуждается в СМИ и на профильных площадках. Возможно, уже в ней мы увидим новые инструменты, говорит эксперт.

По мнению Станислава Бойко, на данный момент самым главным благотворителем выступает государство. А для того чтобы стимулировать частные компании, необходимо предоставить «стандартные» налоговые льготы. «К примеру, предусмотреть какой-либо порог от процентного дохода или суммы дохода, который можно учитывать в качестве расхода и уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль,— комментирует господин Бойко.— В 2014 году в Госдуму был внесен законопроект о поощрении меценатства, который предусматривал установление максимальной суммы пожертвований в размере 5 млн рублей. К сожалению, законопроект был отозван».

Павел Кокорев, ведущий юрист Европейской юридической службы, напоминает, что Минфин России и ФНС России в своих письмах неоднократно высказывали следующую точку зрения: «Осуществление расходов в виде благотворительных пожертвований — это добровольное волеизъявление налогоплательщиков, преследующее общеполезные цели, которое не направлено на извлечение доходов в коммерческих целях».

По словам Маргариты Есиповой, руководителя проектов направления «Налоги и право» группы компаний SRG, вкупе с ограничениями, обусловленными правилами об иностранных агентах, мы на практике часто встречаемся с тем, что резиденты РФ, потенциальные благотворители, заинтересованные в развитии какого-либо направления на благотворительных началах, намеренно регистрируют благотворительные организации и фонды за рубежом, где соблюдается конфиденциальность и присутствует максимально благоприятный налоговый режим без излишних административных издержек.

В Европе пожертвования благотворительным организациям, которые являются плательщиками налога на прибыль, принимаются к вычету. Лимит на вычет, по словам Станислава Бойко, зависит от страны, но обычно составляет 10–20% своих налогооблагаемых доходов за соответствующий период.

Читать  Получить выплату на ребенка 5000

«В Германии вычет ограничен 0,4% для юридических лиц и 20% для физических лиц. Существенные налоговые льготы предоставляются в Великобритании, сумма пожертвований применяется к вычету без ограничений. Согласно данным статистики, по количеству благотворительных организаций лидируют Германия и Великобритания»,— констатирует Юлия Андреева.

По словам Екатерины Кругловой, исполнительного директора фонда «Память поколений», в Европе существуют две формы налоговых льгот — это либо вычет из налоговой базы (освобождение от обложения суммы пожертвования), либо налоговый кредит (сумма пожертвования сокращает налог к уплате и используется реже). При этом максимальная величина пожертвований в странах ЕС разнится. «Во Франции, например, законодательно установлено право на снижение налога на доход донора на 50% от общей суммы пожертвования при ограничениях величины пожертвований в 6% облагаемой базы; в Испании предельная величина пожертвований — 10%»,— рассказывает госпожа Круглова. Этот опыт можно было бы перенять.

Последствия для предприятия

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ).

Следовательно, для признания предприятия налоговым агентом для целей исчисления НДФЛ необходимо, чтобы именно оно выплачивало (выдавало в натуральной форме) доходы налогоплательщику — физическому лицу.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от № «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В рассматриваемой ситуации благотворительная помощь оказывается другими физическими лицами, предприятие выступает в качестве «посредника», который предоставил места в прикассовой зоне для размещения емкостей для сбора благотворительной помощи (боксы). При этом, как ранее отмечало предприятие (запрос от ), что по завершении акции по сбору пожертвований денежные средства в присутствии нескольких лиц пересчитываются и передаются по акту благополучателю. Договор на размещение боксов с благополучателем не заключается.

Следовательно, благотворительную помощь благополучатель принимает от физических лиц, предприятие не является источником выплаты данного дохода для благополучателя.

Поскольку денежные средства получены благополучателем не от предприятия и не в результате отношений с ним, то предприятие не является налоговым агентом по НДФЛ для благополучателя. Считаем, что акт денежных средств благополучателю, составленный в присутствии нескольких лиц, и свидетельствующий, что денежные средства были получены благополучателем, является подтверждающим документом о том, что денежные средства получены не от предприятия.

Обязанность ведения налоговых регистров по НДФЛ, предоставления в налоговый орган справок и расчет по форме установлена п. 2 ст. 230 НК РФ только для налоговых агентов.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации предприятие не является налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов благополучателя и не обязано представлять справку и расчет по доходам благополучателя.

Начисляется ли НДФЛ на сумму благотворительной помощи?

Сотрудники организации собрали наличные деньги для благотворительной помощи одной нуждающейся семье, ни один из членов которой не является сотрудником организации.

Деньги оприходовали по приходному кассовому ордеру и перечислили платежным поручением от организации на банковские реквизиты одному из членов нуждающейся семьи.

Возникает ли у семьи доход и надо ли с суммы благотворительной помощи перечислять НДФЛ, если деятельностью организации не является благотворительность?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации организация при перечислении денежных средств благополучателю должна исчислить, удержать и перечислить в соответствующий бюджет сумму НДФЛ.

В соответствии со ст. 4 Закона N 135-ФЗ организации осуществляют благотворительную деятельность добровольно и свободно, без ограничений.

При этом лица, которые осуществляют благотворительные пожертвования, выступают благотворителями, а получающие благотворительные пожертвования лица именуются благополучателями (ст. 5 Закона N 135-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Как мы поняли, в рассматриваемой ситуации благополучатель является налоговым резидентом РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Объектом обложения НДФЛ для физических лиц — налоговых резидентов РФ являются доходы, полученные как от источников в РФ, так и от источников за пределами РФ (ст. 209 НК РФ).

Для целей исчисления НДФЛ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 НК РФ (ст. 41 НК РФ).

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ). Следовательно, при получении благотворительной помощи у благополучателя (физического лица) возникает доход для целей применения главы 23 НК РФ.

Перечень доходов, не подлежащих обложению (освобождаемых от налогообложения) НДФЛ, приведен в ст. 217 НК РФ.

Так, в соответствии с п. 8.2 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ суммы выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (письмо Минфина России от 05.02.2014 N 03-04-06/4480).

Поскольку организация-жертвователь не является благотворительной организацией, норма п. 8.2 ст. 217 НК РФ к рассматриваемому случаю не применяется. Следовательно, доход физического лица, полученный в виде благотворительной помощи, не освобождается от НДФЛ в полной сумме.

Иными словами, у физического лица при получении дохода в виде благотворительной помощи возникает обязанность по уплате НДФЛ на общих основаниях.

В силу п. 1 ст. 226 НК РФ организация, от которой или в результате отношений с которой налогоплательщик получил доходы, обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.

Исчисление сумм и уплата налога производятся налоговым агентом в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых налоговый агент является, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ, с зачетом ранее удержанных сумм налога, а с 1 января 2015 года — и в случаях, предусмотренных ст. 227.1 НК РФ, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком-иностранцем.

Доходы в виде благотворительной помощи (пожертвования) среди исключений не поименованы. Поэтому организация, выплачивающая физическому лицу доход в виде благотворительной помощи (пожертвования), является налоговым агентом в отношении такого дохода и обязана исчислить и удержать НДФЛ непосредственно из доходов физлица (благополучателя) при их фактической выплате в соответствии со ст. 226 НК РФ.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день его выплаты, в том числе перечисления на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

На основании п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. В соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. То есть, если следующий за выплатой дохода день приходится на нерабочий день, НДФЛ следует перечислить не позже первого следующего за ним рабочего дня.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация при перечислении денежных средств благополучателю должна исчислить, удержать и перечислить в соответствующий бюджет сумму НДФЛ в указанном выше порядке.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Похожие публикации

Любая организация вправе оказать благотворительную помощь, то есть безвозмездно пожертвовать денежные средства или имущество. Подобные операции отражаются в особом порядке. Разберемся, как ведется бухучет благотворительной помощи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *