Характер выплат за вредные условия труда

Комментарий к Статье 147 ТК РФ

1. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах,

работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (далее — работы с особыми условиями труда) должна устанавливаться работодателем (с учетом мнения профсоюзного органа) в повышенном размере по сравнению с оплатой труда (тарифными ставками, окладами), предусмотренной для различных работ с нормальными условиями труда.

Размер оплаты труда работников, занятых на работах с особыми условиями труда, установленный работодателем, не может быть ниже размеров, определенных законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 147 Трудового кодекса РФ).

Повышение заработной платы производится по результатам проведения аттестации рабочих мест. Порядок проведения аттестации приведен в Постановлении Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».

Некоторые нормативные правовые акты, регулирующие оплату труда работников, занятых на работах с особыми условиями труда, устанавливают четко определенный размер доплаты за работу в данных условиях труда (например, 40 процентов), другие — относительно определенный размер доплаты (например, 16, 20, 24 процента) или предельные размеры доплаты (например, не более 24%).

Стороны трудового договора могут определить конкретные размеры доплаты за особые условия труда в трудовом или коллективном договоре. Работодатель имеет право самостоятельно определять конкретные размеры доплаты за работу в особых условиях труда, учитывая минимальные размеры доплаты, установленные нормативными правовыми актами, и не ухудшая условий трудовых и коллективных договоров, соглашений.

Повышение заработной платы по основаниям, указанным в статье 147 Трудового кодекса РФ, производится по результатам аттестации рабочих мест. Положение, определяющее порядок аттестации рабочих мест, утверждено Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12.

Работникам бригады чистильщиков, занятых на ручной очистке, промывке и пропарке аппаратуры, резервуаров, цистерн, емкостей, трубопроводов и другого оборудования от остатков нефти, мазута, нефтепродуктов и других вредных химических веществ, в соответствии с коллективным и трудовыми договорами начислены компенсационные выплаты в сумме 20000 руб. за работу во вредных условиях труда.

Компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей (ст. 164 Трудового кодекса РФ).

Каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным и трудовым договорами, если он занят на работах с вредными условиями труда (ст. 219 Трудового кодекса РФ).

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 147 Трудового кодекса РФ). Указанные в нашем примере обязанности относятся к профессиям с вредными условиями труда.

Бухгалтер организации делает такую проводку:

Дебет 23 Кредит 70

— 20000 руб. — начислена доплата за работу во вредных условиях труда работникам бригады чистильщиков.

На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ с доплаты за работу с вредными условиями труда удерживается налог на доходы физических лиц, а согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ эти доплаты являются объектом обложения единым социальным налогом.

К расходам на оплату труда, уменьшающим базу по налогу на прибыль, относятся начисления компенсирующего характера за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ).

2. Оплата труда в особых условиях

Прежде всего в повышенном размере оплачивается труд лиц, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда. Действующее трудовое законодательство исходит из договорного и локального регулирования доплат за работу с такими условиями труда. Согласно статье 147 Трудового кодекса РФ конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. При этом условия коллективного договора, трудового договора или положения, принятого работодателем локального акта не могут ухудшать положения работника по сравнению с установленным законодательством. В данном случае это означает, что размеры доплат за работу в особых условиях труда не могут быть меньше установленных действующим законодательством или подзаконными нормативно-правовыми актами.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения должны быть установлены в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время такие доплаты предусматриваются отдельными нормативными актами, например, работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, работникам, занятым на подводных работах (например, водолазам), лицам, занятым на работах с химическим оружием, и т.п. Так, Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей» работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, устанавливается доплата в размере 20 процентов тарифной ставки по Единой тарифной сетке.

Для определения работ с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда и права работника на соответствующую доплату к заработку проводится аттестация рабочих мест по условиям труда. Как уже было сказано выше, Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда было установлено и утверждено Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12.

В целях освобождения от НДФЛ, компенсационный характер допвыплат за вредные условия труда необходимо подтвердить документами

Соответствующие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 2 апреля 2019 г. № БС-3-11/[email protected] Отметим, что виды компенсационных выплат, которые освобождены от НДФЛ, перечислены в п. 3 ст. 217 Налогового кодекса. Сотрудники, занятые, в частности, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда имеют право на гарантии и компенсации, установленные Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, локальным нормативным актом (ст. 219 ТК РФ). Работа в вышеуказанных условиях оплачивается работодателем в повышенном размере на основании ст. 147 ТК РФ, однако суммы повышенной оплаты не освобождаются от НДФЛ. Также вышеуказанным работникам предоставляются гарантии в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 92, 117 ТК РФ). При этом повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя (ст. 219 ТК РФ).

Как отметило налоговое ведомство, чтобы у инспекции не возник вопрос об обоснованности получения налоговой выгоды, компенсационный характер расходов на выплату дополнительных сумм необходимо подтвердить документами в целях освобождения выплаты от НДФЛ по п. 3 ст. 217 НК РФ. Если же доплаты к зарплате сотрудникам, занятых на вредных, опасных работах направлены на повышение оплаты труда, то эти суммы облагаются НДФЛ.

Освобождаются ли от НДФЛ компенсационные выплаты, производимые организацией за использование арендованного работником автомобиля, используемого им в интересах работодателя? Узнайте из материала «НДФЛ с компенсации за использование личного имущества работника» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Кроме того, если налоговики установят факт оплаты труда под видом компенсационных выплат, то налогового агента могут оштрафовать по ст. 123 НК РФ. Напомним, что ст. 54.1 НК РФ запрещает искажать сведения о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения.

Доплаты за тяжелую работу, работу во вредных и (или) опасных условиях труда

Работа бывает разная, в том числе с условиями труда, отличающимися от нормы. Почему возникают неясности, связанные с доплатами за тяжелую работу, работу во вредных и опасных условиях и нет однозначного ответа на вопрос: облагать ли их налогами (ЕСН и НДФЛ)?

Доплата за вредные условия труда

Добрый день. По результатам спецоценки условий труда, работникам положена повышенная оплата труда. Система оплаты труда повременно-премиальная. Было принято решение,что повышенный размер (4%) уже заложен в должностных окладах, зафиксированных в трудовых договорах, заключенных с работниками. Вопрос: как правильно отразить в дополнительных соглашениях к трудовым договорам, условия труда и повышенный размер за вредные условия труда (если он, как бы уже учтен в должностном окладе).

Решение № 2-2837/2019 2-2837/2019

М-2672/2019 М-2672/2019 от 12 декабря 2019 г. по делу № 2-2837/2019

?Дело № 2-2837/2019 12 декабря 2019 года

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего Москвиной Ю.В.,

при секретаре Кузнецовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Башариной Е. Г. к войсковой части 21514, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о возложении обязанности производить доплату за вредные условия труда,

Башарина Е.Г. обратилась в суд с иском к войсковой части 21514 о возложении обязанности производить доплату за вредные условия труда. В обоснование заявленных требований указала, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях, выполняет работу во вредных условиях труда. В декабре 2018 года были приняты новые карты специальной оценки условий труда, устанавливающие тот же уровень вредности, что и предыдущие оценки. Однако 01 марта 2019 года в ее адрес поступил проект уведомления работника об изменении условий трудового договора, который не отвечал требованиям, предъявляемым к документам: проект предусматривал снижение надбавки за вредные условия труда с 12 процентов до 8 процентов. Вместе с тем надбавка в размере 12 процентов начислялась ей с момента начала трудовой деятельности. В то же время с 01 января 2019 года ответчик начал производить начисления за вредность в пониженном размере. Между ответчиком и профсоюзным комитетом, представляющим интересы работников, заключен коллективный договор на 2017-2019 годы, в соответствии с которым процентная надбавка за вредность по занимаемой ею и иным должностям составляет 12 процентов. Ссылаясь на положения ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», указывает, что размер надбавки не мог быть снижен по сравнению с фактически реализуемым до вступления в силу данного закона. Также ссылается на то, что ответчик нарушил порядок уведомления работников, передав незаполненные документы, не дав обоснование снижения надбавки за вредность. Просила обязать ответчика производить доплату к окладу за вредные условия труда в размере 12 процентов.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» — «3 финансово-экономическая служба».

Истец Башарина Е.Г. исковые требования уточнила. Просила обязать ответчиков производить доплату к окладу за вредные условия труда в размере 12 процентов с 01 января 2019 года.

В судебном заседании истец Башарина Е.Г. и ее представитель Узкин А.С. исковые требования поддержали.

Представитель войсковой части 21514 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель войсковой части 21514 Козырев Е.В. с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что общий класс опасности труда истца, как до проведения специальной оценки условий труда, так и после, составляет 3.2, что соответствует 8-процентной надбавке. Надбавка в размере 12 процентов была установлена истцу не в связи с общим классом опасности труда, а в связи с работой в фортификационном сооружении, что не связано с условиями труда. Просил в иске отказать. В возражениях на исковое заявление ВРИО командира войсковой части 21514 Куликовым С. заявлено о пропуске срока обращения в суд.

Представитель ответчика федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях представитель ответчика Ануфриева А.В. с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что до 01 января 2019 года надбавка в размере 12 процентов выплачивалась истцу в соответствии с Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года №255. Согласно п. 16 указанного Положения должностные оклады повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени. В войсковой части 21514 проведена аттестация рабочих мест, но завершена она после 01 января 2014 года, то есть после даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». При этом в соответствии с картами аттестации рабочих мест по условиям труда по должности электромеханика общий класс условий труда составил 3,2. В 2018 году в войсковой части 21514 проведена специальная оценка условий труда. В соответствии со сводной ведомостью результатов проведения такой оценки итоговый класс по должности электромеханика составил 3,2, что соответствует вредным условиям труда 2 степени. 2 степени вредности труда соответствует 8-процентная надбавка. Просила в иске отказать.

Читать  Финансирование детских выплат за сентябрь 2020 года

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав истца, представителя истца, изучив материалы дела, коллективный договор войсковой части 21514 на 2017-2019 годы, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Башарина Е.Г. 02 июля 2009 года принята на работу в войсковую часть 21514 на должность электромеханика, ей установлен должностной оклад в размере 5 520 рублей.

По результатам специальной оценки условий труда в войсковой части 21514, отчет о проведении которой утвержден 31 января 2019 года, установлен итоговый класс условий труда на рабочем месте истца (электромеханик радиовзвода) — 3.2.

Приказом командира войсковой части 21514 от предусмотрено повышение на 2019 год должностных окладов работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе истцу – в размере 8 процентов на основании сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда, итоговый класс (подкласс) условий труда – 3.2.

С января 2019 года федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота», осуществляющее финансовое обеспечение войсковой части 21514, производит выплату истцу заработной платы с повышением должностного оклада за работу во вредных условиях труда на 8 процентов.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются и суд полагает их установленными.

Стороной ответчика войсковой части 21514 заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд.

По правилам ст. Часть V > Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права > Глава 60. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров > Статья 392. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора» target=»_blank»>392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Сторонами не оспаривается, что размер оспариваемой надбавки истцу снижен с 01 января 2019 года. О снижении указанной выплаты ей стало известно при получении заработной платы за январь 2019 года, то есть в феврале 2019 года.

Исковое заявление в суд истец подала 15 августа 2019 года, то есть в пределах годичного срока.

Таким образом, срок обращения в суд за разрешением спора истцом не пропущен.

По существу спора суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. Часть III > Раздел VI. Оплата и нормирование труда > Глава 20. Общие положения > Статья 129. Основные понятия и определения» target=»_blank»>129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. Часть III > Раздел VI. Оплата и нормирование труда > Глава 21. Заработная плата > Статья 135. Установление заработной платы» target=»_blank»>135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. Часть IV > Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников > Глава 55. Особенности регулирования труда других категорий работников > Статья 349.3. Ограничение размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников» target=»_blank»>349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудового кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами указанных органов, учреждений и организаций для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583 с 01 декабря 2008 года введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года №255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583» утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Указанным Положением установлена система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций, которая включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера (п. 2 Положения).

Согласно п. 14 Положения к компенсационным выплатам, которые устанавливаются гражданскому персоналу воинских частей и организаций, относятся в том числе выплаты за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

В соответствии с п. 16 Положения гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:

на работах с вредными условиями труда 1 степени – на 4 процента;

на работах с вредными условиями труда 2 степени – на 8 процентов;

на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней – на 12 процентов;

на работах с опасными условиями труда – на 24 процента.

Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении № 1 к настоящему Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах:

на работах с вредными условиями труда – на 12 процентов;

на работах с опасными условиями труда – на 24 процента.

Таким образом, Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации предусмотрено повышение должностных окладов гражданского персонала, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам специальной оценки условий труда.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации), вступившего в силу с 10 декабря 2019 года.

Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации также предусмотрено повышение должностных окладов гражданского персонала, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно ст. (ред. от 27.12.2019) > «О специальной оценке условий труда» > Глава 1. Общие положения > Статья 3. Специальная оценка условий труда» target=»_blank»>3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В силу ст. (ред. от 27.12.2019) > «О специальной оценке условий труда» > Глава 1. Общие положения > Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда» target=»_blank»>4 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

В соответствии со ст. (ред. от 27.12.2019) > «О специальной оценке условий труда» > Глава 1. Общие положения > Статья 7. Применение результатов проведения специальной оценки условий труда» target=»_blank»>7 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

Читать  Детские пособия на новорожденного ребенка

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Материалами дела подтверждается, что в войсковой части 21514 в установленном законом порядке в 2018 году проведена специальная оценка условий труда.

Согласно карте специальной оценки условий труда №18 (рабочее место электромеханика) по результатам специальной оценки условий труда на рабочем месте истца установлен итоговый класс (подкласс) условий труда — 3.2.

Результаты специальной оценки труда истцом не оспариваются.

При этом ранее, по результатам проведенной в 2013 году в войсковой части 21514 аттестации рабочих мест по условиям труда, класс условий труда на рабочем месте электромеханика был установлен 3.2. Указанная аттестация завершена на основании приказа командира войсковой части 21514 от , то есть после 01 января 2014 года, соответственно, после даты вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Таким образом, ни по результатам специальной оценки условий труда, ни по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда на рабочем месте истца не были установлены опасные условия труда.

При этом в силу п. 16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации основанием для повышения должностного оклада на 12 процентов (как требует истец) является установление на рабочем месте вредных условий труда соответствующего класса.

Ссылка истца на то, что коллективным договором установлено повышение должностного оклада на 12 процентов за работу с вредными условиями труда, судом отклоняется.

Действительно, приложением № 6 к коллективному договору войсковой части 21514 на 2017-2019 годы установлен Перечень профессий и должностей гражданского персонала войсковой части 21514, оплачиваемых по повышенным ставкам и окладам в связи с вредными условиями труда (приказ МО РФ 2014 года № 255 (приложение № 1 к Положению (п. 16). Данным перечнем предусмотрена процентная надбавка 12 процентов, в том числе для электромеханика связи, осуществляющего работу в фортификационных сооружениях 1-6 классов защиты от средств поражения. Вместе с тем в качестве основания для установления данной надбавки указано Приложение 1 к Положению (п. 16) пп. 47, предусматривающие повышение должностных окладов только до проведения специальной оценки труда.

При таких обстоятельствах, оснований для установления истцу надбавки за вредные условия труда в размере 12 процентов на основании действующего законодательства и коллективного договора не имеется.

Вместе с тем п. 12 трудового договора от работнику установлена, в том числе доплата за работу с вредными условиями труда в размере 12 процентов без каких-либо условий.

Командиром войсковой части 21514 в материалы дела представлено уведомление работника об изменении условий трудового договора от 05 марта 2019 года, в соответствии с которым Башарина Е.Г. уведомлена о том, что в связи с проведением специальной оценки условий труда 31 декабря 2018 года и поступлением разъяснений федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» — «3 финансово-экономическая служба» от в существенные условия трудового договора от с 01 января 2019 года будут внесены следующие изменения: доплата к окладу за вредные условия труда будет составлять 8 процентов; в связи с отсутствием вакантных должностей, соответствующих квалификации истца, на основании ч. 3 ст. Часть III > Раздел III. Трудовой договор > Глава 12. Изменение трудового договора > Статья 74. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда» target=»_blank»>74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от продолжения работы в новых условиях труда по истечению двухмесячного срока с даты подписания настоящего уведомления трудовой договор будет расторгнут по основаниям, предусмотренным п. 7 ч. 1 ст. Часть III > Раздел III. Трудовой договор > Глава 13. Прекращение трудового договора > Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора» target=»_blank»>77 Трудового кодекса Российской Федерации.

С уведомлением истец надлежащим образом ознакомлена 23 октября 2019 года. В уведомлении истец указала, что согласна с изменением условий трудового договора с 23 декабря 2019 года согласно ст. Часть III > Раздел III. Трудовой договор > Глава 12. Изменение трудового договора > Статья 74. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда» target=»_blank»>74 Трудового кодекса Российской Федерации.

Также в материалы дела представлено дополнительное соглашение к трудовому договору от 02 июля 2009 года, датированное 20 мая 2019 года, в соответствии с которым истцу в связи с проведением специальной оценки условий труда установлена доплата к окладу за вредные условия труда в размере 8 процентов (итоговый класс (подкласс) условий труда – 3.2. Пункты 9, 12 трудового договора в части доплаты за работу с вредными условиями труда дополнить абзацем: доплата за работу с вредными условиями труда в размере 8 процентов. Данное дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах (по одному для каждой из сторон), является неотъемлемой частью трудового договора от , вступает в силу с 01 января 2019 года.

Как пояснила истец в ходе рассмотрения дела и не оспаривалось командиром войсковой части, уведомление об изменении условий трудового договора было вручено истцу только 23 октября 2019 года. Ранее направлялся лишь его незаполненный проект. Вместе с тем существенные условия трудового договора были изменены еще с 01 января 2019 года, оспариваемая надбавка снижена с 01 января 2019 года, то есть задним числом.

В соответствии со ст. Часть III > Раздел III. Трудовой договор > Глава 12. Изменение трудового договора > Статья 74. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда» target=»_blank»>74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

Вместе с тем из материалов дела следует, что порядок уведомления работника об изменении существенных условий трудового договора был нарушен.

Как пояснила истец, дополнительное соглашение с условием о снижении надбавки задним числом (с 01 января 2019 года) было фактически подписано 23 октября 2019 года. Командиром войсковой части данное обстоятельство не оспаривалось. Из пояснения истца также следует, что указанное дополнительное соглашение с условием о снижении надбавки с 01 января 2019 года было подписано ею под угрозой увольнения. Вместе с тем снижение надбавки задним числом она считает необоснованным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что данное соглашение является недействительным.

Поскольку об изменении существенных условий трудового договора истец была уведомлена 23 октября 2019 года, надбавка за вредные условия труда подлежит начислению до 23 декабря 2019 года.

Суд также учитывает, что осуществляемая в настоящее время истцу компенсационная выплата (повышение должностного оклада на 12 процентов) не противоречит требованиям ст. Часть III > Раздел VI. Оплата и нормирование труда > Глава 21. Заработная плата > Статья 147. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» target=»_blank»>147 Трудового кодекса Российской Федерации, которая устанавливает только минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляющий 4 процента тарифной ставки (оклада).

При данных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о признании за ней права на повышение должностного оклада в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 12 процентов в период после 23 декабря 2019 года суд не находит.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

исковые требования Башариной Е. Г. к войсковой части 21514, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о возложении обязанности производить доплату за вредные условия труда удовлетворить частично.

Обязать войсковую часть 21514 за счет средств федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» производить доплату за вредные условия труда в размере 12 процентов Башариной Е. Г. с 01 января 2019 года до 23 декабря 2019 года.

В удовлетворении исковых требований Башариной Е. Г. к войсковой части 21514, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о возложении обязанности производить доплату за вредные условия труда в остальной части отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г.Архангельска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Характер выплат за вредные условия труда

Эксперты налогового ведомства считают, что доплаты к заработной плате работникам, занятым во вредных условиях труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций. Они направлены на повышение размера оплаты труда, поэтому должны облагаться НДФЛ. Если компенсационные выплаты указанным работникам, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда, подтверждены количественной оценкой затрат работника и имеют целевой характер, то они освобождаются от налогообложения НДФЛ.

На информационном портале ГАРАНТ.РУ опубликовано разъяснение Федеральной налоговой службы в Письме ФНС России от 11 июля 2019 г. № БС-4-3/2668 об особенности налогообложения компенсационных выплат за работу во вредных или опасных условиях труда.

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ от обложения НДФЛ освобождаются доходы физлиц в виде установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах соответствующих норм), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

В соответствии с нормами статьи 129 Трудового кодекса РФ данная надбавка является стимулирующей выплатой. ФНС пояснила, что если такая доплата работникам не является компенсационной, то и положения налогового законодательства, освобождающие такие выплаты от обложения НДФЛ к ней не применяются. Поэтому НДФЛ должны облагаться надбавки работникам, занятым во вредных или опасных условиях труда.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросу налогообложения компенсационных выплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Читать  Как получить выплату пфр единовременную

Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в целях обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

В соответствии со статьей 147 Раздела VI «Оплата и нормирование труда» Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

При этом ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты, которая по своей сути является стимулирующей выплатой в смысле статьи 129 ТК РФ.

Из вышеизложенного следует, что доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле статьи 164 ТК РФ, а направлены на повышение размера оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, как это предусмотрено статьей 147 ТК РФ.

Соответственно, к таким доплатам не может применяться пункт 3 статьи 217 НК РФ, и они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

В то же время статьей 210 «Основные направления государственной политики в области охраны труда» ТК РФ предусмотрен самостоятельный вид компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Статьей 219 Раздела X «Охрана труда» ТК РФ предусмотрено, что каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 ТК РФ.

Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Согласно статье 164 ТК РФ компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

При оценке правомерности освобождения от налогообложения компенсационных выплат необходимо учитывать, что компенсационный характер выплат, освобождаемых от налогообложения, должен подтверждаться наличием количественной оценки затрат, понесенных физическим лицом в результате занятости на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Таким образом, компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда и подтвержденные количественной оценкой затрат работника и имеющие целевой характер, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ.

Доплата за работу во вредных условиях труда

Дополнительные выплаты за вредные условия труда

Автор: Будакова Н. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Каков порядок осуществления повышенной оплаты работы во вредных и опасных условиях труда? Как определить время фактической занятости в таких условиях труда в целях начисления соответствующих доплат? Надо ли выделять надбавку за «вредность» отдельной строкой в расчетном листе? Каковы нюансы обложения НДФЛ дополнительных компенсаций за «вредную» работу, а также сумм возмещения морального вреда работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда?

Каждый работник, занятый на работах с вредными и опасными условиями труда, имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором (ст. 219 ТК РФ). «Вредность» (классы и подклассы условий труда на рабочих местах) устанавливается по результатам проведения специальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ)).

К сведению: вредными условиями труда (3-й класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда (ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ). Опасными условиями труда (4-й класс) признаются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его (ее) части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия которых обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (ч. 5 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ).

Результаты СОУТ отражаются в карте специальной оценки условий труда. Форма такой карты приведена в разд. 3 приложения 3 к Приказу Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н. В строке 040 этой карты перечислены виды гарантий и компенсаций, которые работодатель должен предоставить работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, в том числе повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, выдача молока или других равноценных пищевых продуктов, предоставление лечебно-профилактического питания. Разъяснения о порядке заполнения карты приведены в письмах Минтруда РФ от 09.12.2016 № 15-1/ООГ-4349, от 25.05.2015 № 15-1/В-1929, от 05.02.2015 № 15-1/ООГ-539, от 30.09.2014 № 15-1/В-1264.

Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117, 147 ТК РФ.

Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда могут быть закреплены в коллективном договоре, локальном нормативном акте с учетом финансово-экономического положения работодателя.

К сведению: трудовым кодексом прямо не урегулирован вопрос о порядке осуществления повышенной оплаты работы во вредных и опасных условиях труда. Подходы к установлению повышенной оплаты фактической работы в особых условиях труда содержатся в ряде постановлений, согласно которым доплаты за вредные условия труда устанавливаются по конкретным рабочим местам и начисляются за время фактической занятости на этих рабочих местах.

Согласно ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. В данной статье закреплен минимальный размер повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

К сведению: минимальный размер повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным, трудовым договорами.

Если работодатель присоединился к отраслевому (межотраслевому) соглашению, следует применять размер доплаты за «вредность», указанный в таком соглашении.

Например, Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности на 2019 – 2021 годы (утверждено Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей угольной промышленности 18.01.2019) предусмотрено, что для рабочих, занятых на работах с особо тяжелыми, опасными и особо вредными условиями труда согласно перечням, приведенным в приложении 3 к соглашению, тарифные ставки повышаются на 10 – 20%. Этим соглашением также определено, что для работников, занятых на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, минимальная месячная тарифная ставка может быть установлена с учетом повышенной оплаты и, соответственно, не предусматривает выделения доплаты за данные условия труда (п. 3.2.1, 3.2.2 раздела «Оплата и мотивация труда»).

В зависимости от установленного по результатам СОУТ подкласса «вредности» в организациях, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству, производится доплата в размере от 8 до 20% (п. 2.2.5 Отраслевого соглашения по организациям и медицинским учреждениям, находящимся в ведении Федерального медико-биологического агентства, на 2017 – 2020 годы).

К сведению: о том, распространяется ли на работодателя действие отраслевого (межотраслевого) соглашения, можно узнать на сайте Минтруда (https://rosmintrud.ru/) или ГИТ субъекта РФ, в котором находится организация.

Трудовой кодекс не устанавливает особый порядок оплаты работы во вредных или опасных условиях труда для работников-сдельщиков, поэтому надбавка за работу в таких условиях может быть рассчитана исходя из 4% сдельного заработка.

Если невозможно определить, сколько единиц продукции было произведено при работе во вредных условиях, доплата сдельщику может быть рассчитана по формуле:

Доплата за работу во вредных условиях труда работнику-сдельщику =

Месячная выработка

Сдельная расценка на единицу продукции

Какая работа считается вредной

В числе факторов, определяющих наличие негативного воздействия на здоровье сотрудников, следует отметить превышение нормативов в отношении:

  • тяжести труда, что подразумевает повышенную физическую нагрузку на человеческий организм;
  • напряженности труда, что предполагает повышенную нагрузку на органы чувств и ЦНС;
  • внешних факторов, воздействующих на организм работника (температуры окружающей среды, скорости движения ветра, влажности воздуха);
  • звукового, ультразвукового и вибрационного воздействия;
  • инфракрасного и ультрафиолетового излучения;
  • радиоактивного загрязнения;
  • рентгеновского излучения;
  • воздействия электрических и магнитных полей;
  • уровня освещенности;
  • уровня концентрации химических веществ, бактерий, микроорганизмов.

По всему комплексу негативно воздействующих на работников признаков законодательно условия труда принято подразделять на 4 группы. Исходя из этого, они могут быть:

  • оптимальными;
  • допустимыми;
  • вредными;
  • опасными.

Степень воздействия на работников вредных факторов может быть различной. В случаях, когда она превышает определенные значения, существующие условия труда признаются вредными. Считается, что при выполнении трудовых функций в подобных условиях существенно нарастает риск получения недугов профессионального характера.

Вредные условия необходимо выделять, проводя границу от опасных условий. Об опасных условиях принято говорить тогда, когда персонал подвергается воздействию факторов, которые прямым образом оказывают негативное воздействие на его здоровье. Примером в данном случае может служить работа маляров в лакокрасочных цехах. При наличии у таких сотрудников необходимого защитного комплекта, условия, в которых они работают, признаются вредными. Работа без защитного комплекта предполагает наличие опасных условий труда.

В целях установления, являются ли условия труда на конкретном рабочем месте опасными или вредными, осуществляются мероприятия по аттестации рабочих мест. В их рамках производятся замеры параметров окружающей среды, а также сравнение полученных результатов с нормативами. Перечень вредных профессий изложен в постановлении №10 от 26.01.1991 года Кабинета Министров СССР.
Следует учитывать, что наименование должностей специалистов, выполняющих работу во вредных условиях, должно точно соответствовать их обозначению в квалификационных справочниках. Данные справочники соответствуют постановлению №10 от 26.01.1991 года и, в свою очередь, подлежат утверждению Правительством РФ. При несоответствии наименований должностей специалистов информации, изложенной в упомянутых справочниках, эти специалисты могут утратить надбавки, льготный стаж, а также иные преференции, полагающиеся для данных категорий сотрудников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *